05.07.2018 11:32
Общество

В Новороссийске отметили 100-летие гибели Черноморской эскадры

Сто лет назад Черноморская эскадра предпочла затопление сдаче врагу
Текст:  Анна Юркова (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №144 (7607)
В годовщину этого события члены экипажа литературно-патриотического клуба "Шхуна ровесников" в Новороссийске вышли на рейд в Цемесскую бухту - к месту гибели Черноморской эскадры. Операцию под кодовым названием "Погибаю, но не сдаюсь!" они проводят десятки лет. Об этой акции шла речь на онлайн-презентации июньского номера историко-просветительского журнала "Родина", который выпускает "Российская газета".
Читать на сайте RG.RU

Как известно, 18 июня 1918 года черноморские корабли затопили у берегов Новороссийска. Причиной послужило требование Германии сдать флот. Опасаясь захвата кораблей, приняли решение (до сих пор историки спорят о его правильности) уничтожить флот. В результате на дно ушло 11 кораблей, среди которых находился и уникальный линкор "Свободная Россия".

Почему 100 лет назад был уничтожен Черноморский флот

- Первый раз акция "Погибаю, но не сдаюсь!" состоялась в 1978 году - тогда еще были живы участвовавшие в той операции несколько моряков, и ребята услышали рассказы живых свидетелей далеких событий, - говорит капитан-наставник клуба "Шхуна ровесников" заместитель проректора по воспитательной работе Института морского транспортного менеджмента, экономики и права Иван Сидоров. - Кстати, выяснилось, что поднятые в 30-х годах турбины из машинного отделения эсминца "Керчь" перенесли на Туапсинскую электростанцию, которая питала весь город. А еще нередко приводили вот какой пример: когда топили линкор "Свободная Россия", первая торпеда прошла под днищем, три следующих попали в борт, а он все равно держался на плаву. И только после того, как с борта сняли икону Николая Чудотворца, линкор начал тонуть.

Патриотическая операция проводится ежегодно, потому что, по мнению членов клу- ба "Шхуна ровесников", молодое поколение обязано помнить обо всех героях и чтить их подвиг.

Когда топили линкор "Свободная Россия", первая торпеда прошла под днищем, три следующих попали в борт, а он все держался на плаву

Участники акции - курсанты и выпускники Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова - по традиции выходят на военном судне от центральной набережной в море и в торжественной обстановке спускают венки с именами всех затопленных кораблей. Здесь же на палубе школьники-юнги проходят посвящение, как они говорят, в "шхунатики": пьют морскую воду из фляги. Затем все вместе исполняют гимн клуба "Бригантина поднимает паруса".

В нынешнем году акцию расширили и организовали интернет-викторину о черноморской эскадре. Причем вопросы касались как судьбы капитанов и моряков, так и самих кораблей. Известно, что экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) удалось поднять транспорт "Эльбрус" и эскадренный миноносец "Каликрия", и те вернулись в строй.

У Севастополя ученые обследовали затопленные царские подлодки

Победители, ответившие правильно на максимальное количество вопросов, получили копии фотографий эскадры из архива Новороссийского музея.

Тем временем

Последние годы линкор "Свободная Россия" активно исследуют специалисты Центра подводных исследований РГО. Броненосец лежит на траверзе мыса Дооб килем вверх. И, чтобы проникнуть во внутренние помещения корабля, водолазы пользуются оставшейся от взрыва торпеды пробоиной в борту. Так удалось поднять четыре звена основной якорной цепи (каждая весом 36 килограммов) с клеймом общества николаевских заводов и верфей и датой "1914".

Среди других находок - питьевой бачок, телефон связи с носовым командным постом (у последнего сохранился фирменный вензель "Товарищество Эриксон в Петрограде"), а также образцы брикетированного угля. Материалы подводной экспедиции вошли в документальный фильм "Второе рождение линкора" (режиссер лауреат премии "ТЭФИ" - Виктор Ющенко).

История Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ