Олег Николаевич, наш читатель внимательно следит за ходом работ в агрогородке Раздольный Корсаковского района, который возводится с участием белорусских специалистов и по белорусским технологиям. В феврале этого года вы лично вручали ключи от коттеджей первым девяти семьям. Все ли на стройке идет по плану? Когда на прилавках Сахалина появится первое молоко с "союзной" фермы?
Олег Кожемяко: Строительную и технологическую часть мы в общем заканчиваем. Но сейчас у нас другая проблема - мы не можем коров закупить! Нужно порядка тысячи нетелей. Нет предложений - никто на конкурс не выходит. Сейчас объявляем его повторно. Сегодня в целом и в России, и за рубежом проблема с хорошим племенным скотом. Огромная проблема.
Сейчас мы ищем решение. В любом случае к зиме, как и запланировали, скот завезем, и после растелов, я думаю, пойдет первое молоко.
Вы не раз говорили о том, что в регионе остро стоит проблема с квалифицированными кадрами. Насколько нам известно, на Сахалине нет сегодня ни медицинского, ни сельскохозяйственного института, только техникум механизаторов. Так, может быть, воспользоваться возможностями Союзного государства и отправить сахалинцев учиться в белорусские вузы? Или договоры между вузами Союзного государства заключить, чтобы из Беларуси к вам приезжали специалисты?
Олег Кожемяко: Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы островная молодежь получала качественное образование в сфере сельского хозяйства и шла работать в эту отрасль. Нам сегодня нужны и молодые специалисты, и те, кто их научит. В конце сентября - начале октября я планирую рабочую поездку в Республику Беларусь. И мы обязательно будем обсуждать вопрос развития сотрудничества в сфере образования с нашими белорусскими партнерами. А пока опыт специалистов из Беларуси перенимают работники сельхозпредприятий области. Они получают консультации по вопросам картофелеводства, по испытанию кормовых и зерновых культур в условиях островного региона и другим.
Олег Николаевич, вы обмолвились о предстоящей поездке в Беларусь. На форум регионов собираетесь?
Олег Кожемяко: Да, планирую там быть. Наверное, немного пораньше приеду, чтобы и свои региональные вопросы напрямую порешать.
На Сахалине работает много белорусской техники. Ее качество вас устраивает?
Олег Кожемяко: Мы с удовольствием берем ее в эксплуатацию. Покупаем продукцию Минского автомобильного завода, например, автобусы, автодоровскую технику. На наших угольных разрезах уже зарекомендовали себя "БелАЗы". У наших коллег высококлассные, отработанные модели тракторов знаменитой марки "Беларусь". Они легко ремонтируются и понятны для наших механизаторов. Надежные машины. Нам удобно иметь дело именно с белорусами еще и потому, что в Беларуси организована не только поставка машин, но и техническое сопровождение, сервисное обслуживание, а также обучение персонала для работы на их сельскохозяйственной и коммунальной технике. Когда есть сервис и обучение, мы защищены: знаем, если вдруг что-то случится, то техника будет работать. У белорусских производителей есть четкие гарантии, за которые они несут ответственность. Важно еще, что их заводы очень быстро вносят любые изменения в проекты техники, исходя из специфики региона-заказчика.
Со стороны создается впечатление, что у вас с Александром Григорьевичем Лукашенко хорошие человеческие отношения сложились. Это так?
Олег Кожемяко: Президента Беларуси я давно знаю. Он человек, который действительно понимает суть межрегиональной политики, важность контактов на уровне регионов. Именно поэтому, когда было страшное наводнение на Дальнем Востоке, в трудные для нас минуты Александр Лукашенко протянул руку помощи. Беларусь прислала тогда целый грузовой самолет Ил-76 с продуктами питания: тушенкой, сгущенкой. А ведь это за десять тысяч километров!
Знаете, я ведь вырос на границе. Вся моя жизнь проходила там. И Александр Григорьевич сам пограничник, и дети у него пограничники. И для него, и для меня понятие границы - родное. Белоруссия - это же родная нам земля, родная всему нашему поколению, кто жил в Советском Союзе. У нас на Дальнем Востоке очень много людей из Беларуси. У меня отец работал замначальника строительства Приморской ГРЭС - была такая всесоюзная комсомольская ударная стройка. Он отвечал за кадровую политику. И много молодежи приезжало из Беларуси. Кто-то уезжал обратно, но процентов тридцать-сорок оставалось.
Вы как-то обмолвились, что по маминой линии у вас есть белорусские корни...
Олег Кожемяко: Да, верно, корни оттуда по бабушкиной линии. Она уехала пятнадцатилетней девчонкой на Дальний Восток - это было в 1902 году. Бабушка родилась в 1887 году.
Вы сами по-белорусски говорите?
Олег Кожемяко: Нет, если только пару слов. Хотя мальчишкой бывал там в деревнях. А вот драники у меня мама всегда готовила.
Олег Николаевич, а какова судьба фруктового сада на Сахалине? Прижились ли саженцы яблонь и груш, привезенные к вам из Беларуси? У этих сортов, выведенных специально для сахалинского климата, такие красивые названия: "Просто Мария", "Веселина", "Сябрына".
Олег Кожемяко: Саженцы прижились, частично отцвели... Надеемся, что на третий год они дадут первые яблоки и груши. Так что ждем урожая.