Вертикальный колодец, ведущий в пещеру, был случайно обнаружен, когда строители трассы "Таврида" проводили буровые работы. Неожиданно техника пробила дыру в скрытую полость. А когда на место позвали спелеологов, те увидели на дне колодца 14-метровой глубины огромную карстовую галерею.
Председатель совета Российского союза спелеологов Геннадий Самохин уверен: найденная пещера уникальна по своей морфологии, минералогии и палеонтологии. В предгорье Крыма есть аналогичные пещеры - Таврская у поселка Куйбышево длиной 500 метров и Змеиная 320 метров в районе. Но пещера у Зуи по сравнению с этими двумя - просто гигантская.
- Мы привыкли видеть в пещерах сталактиты и сталагмиты, которые свисают с потолка, - рассказал Геннадий Самохин. - Здесь их нет, но уникальна форма галерей. Эта пещера длительное время находилась под действием напорных вод. Ниже известняков раньше располагались водопроводящие пески: вода проходила сквозь песок, упиралась в известняк и создавала купола. Есть идущие снизу питающие каналы, горизонтальные галереи лабиринтового типа и восходящие купола, которые когда-то выходили из галереи на поверхность. Но последние 50 тысяч лет пещера была закупорена, и благодаря этому мы сейчас можем изучать природный объект, который был законсервирован и не подвергался влиянию никаких внешних процессов. Высота галереи в среднем 7-8 метров, ширина 4-6 метров, высота восходящих куполов - до 12 метров. Мы сделали топографическую съемку большей части пещеры. Есть и забитые глиной ходы, в которых скорее всего есть продолжение.
Об уникальности пещеры говорят и специалисты в области минералогии. Известняки под Зуей долгое время как губка были пропитаны водой, и сейчас их фактически можно проткнуть чуть ли не пальцем.
- В этой пещере я впервые в жизни увидел, как корни деревьев растут не по трещинам, а сквозь известняк, настолько порода пористая и водонасыщенная, - говорит Самохин. - Есть уникальные железистые образования, есть интересные минералогические комплексы в виде аэрозольных образований.
Но самую большую ценность представляют найденные останки доисторических животных - мастодонтов (предков мамонтов). Согласно первоначальным выводам, это логово крупных хищников, гигантских гиен, которые жили около 75-100 тысяч лет назад, охотились и с большой территории затаскивали в пещеру свою добычу. В России таких пещер больше нет, а в мире - считаные единицы.
- Специалисты предполагают, что скорее всего это были гигантские гиены, потому что только они могут жить на таком удалении от входа в пещеру и питаться падалью, - говорит Геннадий Самохин. - На костях почти везде видны следы зубов, на стенах пещеры - царапины от когтей. Это сохранившаяся до наших дней летопись, не испорченная человеком и другими животными.
Также ученым предстоит выяснить, не было ли в найденной пещере стоянки древнего человека. Ведь пока у спелеологов нет ответа на вопрос, почему некоторые кости разбиты по длинной оси, что не могли бы сделать хищные животные.
Сейчас самый острый вопрос - как в создавшейся ситуации продолжать строительство федеральной трассы. Ведь примерно 150-200 метров новой дороги проложили как раз над исследованными галереями пещеры. А это как минимум небезопасно, поскольку чревато провалами.
- Пещера уникальна, и, изучив ее, мы получим данные о палеогеографическом, а главное, о палеогидрологическом развитии полуострова, - говорит декан географического факультета Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского Борис Вахрушев. - Но как бы ни было, в декабре 2018 года трасса "Таврида" должна быть запущена. Надо и пещеру сохранить, и стройку продолжить. Нам дали семь дней, чтобы подготовить решение о возможных вариантах решения проблемы. И это мы делаем, используя 3D-сканирование и лазерную съемку. Составляем схему с указанием глубины расположения галерей и залов по отношению к старой и новой трассе.
Пока на месте пещеры приостановлены все дорожные работы. А для принятия оперативного решения создана комиссия, в состав которой вошли специалисты Российского географического общества, Российского союза спелеологов, министерства транспорта РК, министерства экологии и природных ресурсов РК, Ростехнадзора, Крымского федерального университета, а также генерального подрядчика строительства трассы - компании "ВАД".