Не вылезут из долгов
Повышение НДС до 20 процентов с 1 января 2019 года Госдума РФ одобрила в первом чтении. Однако необходимо дифференцированно подходить к различным отраслям и предприятиям, обсуждая налоговую реформу в будущем, уверена исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
- Тема НДС для ЖКХ крайне тяжелая, - комментирует ситуацию Светлана Разворотнева. - Во-первых, потому что отрасль хронически недофинансирована - долги, по оценке минстроя России, приближаются к 1,5 триллиона рублей. Это влияет и на качество услуг, и на зарплаты работников. Кроме того, НДС - это дополнительные платежи населения, которое и так возмущено постоянным ростом платы за ЖКУ.
Предприятий, которые платят налог на добавленную стоимость, в коммунальной сфере в последние годы становится все больше. Так, в этом году все регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами.
И если раньше мусор вывозили мелкие компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, то с 2018-го этим занимаются региональные операторы. Новые структуры, помимо всего прочего, должны перечислять государству НДС.
Обязательную уплату этого налога предполагает и переход на концессионные соглашения. По данным федерального минстроя, к концу прошлого года в коммунальной отрасли действовали 2245 концессионных соглашений, по условиям которых концессионеры обязались вложить в развитие взятых в управление объектов 279,6 миллиарда рублей. В первом квартале 2018 года власти и предприниматели заключили еще 19 соглашений, сумма инвестиций увеличилась на девять миллиардов рублей.
- Необходимо снизить размер налога для предприятий коммунального комплекса, а лучше - вообще его отменить, - продолжает Светлана Разворотнева. - Еще один, более мягкий вариант предлагает моя коллега по общественной палате Галина Дзюба: разрешить предприятиям ЖКХ оплачивать НДС не в момент предоставления услуг, а в момент получения денег. Я направила эти предложения заместителю председателя комитета по ЖКХ Госдумы, председателю совета НП "ЖКХ Контроль" Павлу Качкаеву. Он обещал подумать над поправками, изменяющими порядок выплаты НДС.
Заплатит потребитель
Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин поясняет: поставщики коммунальных ресурсов, стоимость услуг которых регулирует государство, в отличие от производителей любой другой "нерегулируемой" продукции, не смогут автоматически переложить дополнительные налоговые расходы на плечи потребителей.
- При этом многие коммунальные предприятия, функционирующие в регионах Северо-Западного федерального округа, работают на грани рентабельности, - отмечает Вадим Чекалин. - Но региональные и муниципальные власти, разумеется, не должны допустить, чтобы социально значимые коммунальные объекты закрылись. Выходов из ситуации может быть несколько. Первый - поднимать тарифы, выходя за рамки распоряжения правительства РФ. Для этого необходимо, чтобы законодатели муниципалитета обратились в администрацию региона, и региональные власти поддержали эту инициативу. Второй вариант - выделять дополнительные средства поставщикам услуг за счет средств местных бюджетов. Может быть и третий вариант - снижать качество услуг, но его всерьез рассматривать нельзя. В результате получится, что либо налоговую реформу в коммунальной сфере после сложных административных процедур все-таки оплатят потребители, либо просто произойдет отток средств с муниципального и регионального уровней на федеральный.
Больно дорого
Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода - на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения - на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.
- Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, - делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев", кандидат экономических наук Анна Черепанова. - Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.
Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.
- Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, - подчеркивает Вадим Чекалин. - Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.
Пошлины и НДС
Игроков калининградского рынка переработки отходов, большая часть которых применяет упрощенную систему налогообложения, налоговая реформа напрямую не коснется. Но косвенный эффект, связанный с возможным повышением НДС, будет очень существенным.
Дело в том, что в начале текущего года вступил в силу новый таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Документ наделил калининградские товары, утратившие свои потребительские свойства, статусом иностранной продукции.
Теперь сотрудники таможни предлагают бизнесменам доказать, что отходы и продукция из них являются товарами ЕАЭС. Другой вариант - заплатить за мусор, вывозимый из одного российского региона в другой, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.
- Отходы, из которых производятся наши изделия, являются бесхозными, у этого сырья нет никаких документов. Доказать их "евразийский" статус невозможно, поэтому приходится платить пошлины и НДС, - сетует председатель Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко. - На региональном уровне решить проблему невозможно. Нам удалось лишь договориться о том, что таможенная пошлина будет рассчитываться на основании минимально возможной таможенной стоимости груза. Необходимо вносить дополнения в федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Надеемся, что региональные власти направят столь важный для целой отрасли законопроект в федеральный центр в ближайшее время. Что нас освободят от необходимости платить на границе пошлины и таможенный НДС уже в этом году, и игроков калининградского рынка отходов вообще не затронет повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов.