17.07.2018 18:15
Экономика

Рейтинговое агентство БРИКС появится в начале 2020-х годов

Рейтинговое агентство БРИКС появится в начале 2020-х годов
Текст:  Роман Маркелов
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (7617)
В конце недели представители стран - участников БРИКС (входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) снова обсудят создание будущего рейтингового агентства объединения. Возможно, оно будет работать как наднациональный орган (вроде Всемирного банка) и разместится за пределами стран БРИКС. О перспективах создания рейтингового агентства БРИКС, четвертом суверенном кредитном рейтинге России и самочувствии банков рассказала в интервью "Российской газете" гендиректор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатерина Трофимова.
Читать на сайте RG.RU

Екатерина Владимировна, на какой стадии сейчас находятся переговоры по созданию рейтингового агентства стран БРИКС?

Екатерина Трофимова: Позиции пяти стран-участников уже максимально сблизились, хотя остается множество открытых вопросов. Вряд ли все необходимые решения для запуска создания агентства будут приняты в ближайшее время: межстрановые обсуждения показали, что для дальнейшей проработки проекта нужно привлекать специалистов. В частности, для подготовки финансового плана будущего агентства.

Общие очертания агентства становятся понятны, хотя, например, его юрисдикция еще не определена.

По результатам встречи в ЮАР предполагается определить общую концепцию формирования агентства и дальнейшие шаги. Обсуждается возможность создания специального консультационного экспертного совета с более активным привлечением специалистов из рейтинговой отрасли: на данный момент в рабочую группу по созданию агентства входят представители всего трех агентств из пяти стран. Численно все еще доминируют представители бизнес-ассоциаций, финансовых объединений, госструктур, центральных банков. А представительство экспертного профильного сообщества минимально. Для дальнейшей работы потребуется перебалансировка участников процесса создания агентства.

Насколько переломным будет новый раунд переговоров в плане создания агентства?

Екатерина Трофимова: Это важный промежуточный шаг. В отношении изначального графика создания агентства идет отставание примерно на два года, предполагалось, что все будет положено на бумагу и зафиксировано в межправительственных соглашениях еще в 2016 году, но этого не случилось. Уверенности, что в ЮАР будут приняты окончательные решения, нет, но дискуссия хотя бы вошла в практическое русло. Я думаю, что эта работа еще нескольких месяцев.

Когда не стоит рисковать кредитной историей

Следовательно, агентство в ближайшее время не заработает?

Екатерина Трофимова: По моим оценкам, в 2018 году - точно нет. Даже если процесс формирования ускорится, маловероятно, что операционная фаза работы агентства начнется и в 2019 году. Это юридически сложная тема - необходимо заключение межгосударственных соглашений, возможно даже более чем пяти стран, в том случае если агентство будет расположено за пределами стран БРИКС. А такая опция, кстати, тоже обсуждается.

Сейчас для агентства предполагается особая уникальная форма наднационального юрлица, которое, возможно, будет регулироваться особыми межгосударственными соглашениями. Такие документы готовятся не один месяц, а работа над ними еще не начиналась. Сложным этапом будет создание операционной инфраструктуры, набор людей, разработка методологий. Только на это может уйти от года до двух. Поэтому мы все-таки говорим об обозримой, но не самой близкой перспективе - скорее всего, агентство БРИКС начнет работу не раньше начала 2020-х годов.

Может ли головной офис агентства открыться в России? И в целом - для чего оно создается?

Екатерина Трофимова: На рынке существует запрос на экспертизу и рейтинги из развивающихся стран. О необходимости создания национальных агентств в них говорят много - к сожалению, не везде это получается. Переговоры между странами БРИКС по созданию агентства показывают, как это сложно. Не совсем понятно, кто является движущей силой, откуда привлекать капиталы, кто будет набирать штат и кто будет нести риски и затраты, связанные с введением в эксплуатацию такого рейтингового агентства.

К сожалению, не думаю, что юрисдикцией агентства БРИКС станет Россия. Уже проводился сравнительный анализ всех пяти стран БРИКС, и Индия и ЮАР были признаны наиболее подходящими потенциальными площадками, что, правда, вызывает много споров. С нашей точки зрения, это во многом результат геополитической обстановки. Но если агентство будет создано, Россия будет играть очень активную роль и при его формировании, и при его развитии.

АКРА какое-то время назад выступило с инициативой использовать сеть уже действующих рейтинговых агентств, расположенных в странах БРИКС. У АКРА сейчас есть партнерство с китайским рейтинговым агентством Golden Credit. Не исключаю, что это партнерство пополнится и другими участниками. С точки зрения развития сети экспертизы такой вариант признан всеми пятью странами как приоритетный.

Может ли партнерство заложить основы для агентства БРИКС?

Екатерина Трофимова: Не обязательно. По крайней мере, создавалось оно не с этой целью. Совместного присвоения рейтингов у нас тоже не планировалось, потому что юридически это все-таки не объединение, а партнерство. Мы говорили о возможности присвоения рейтингов по принципу "одного окна". То есть, когда российская компания хочет получить китайский рейтинг, они могут прийти к нам и мы окажем аналитическую поддержку. Но рейтинг все равно присвоит китайское агентство. Так же этот принцип работает в обратную сторону. Сейчас таких прецедентов нет - не было активности по межстрановым выпускам ценных бумаг, которым нужны такие рейтинги.

В ближайшее время Россия получит еще один кредитный суверенный рейтинг

Задачи у партнерства скорее текущие, а не долгосрочные. Первое - создание рейтинговой инфраструктуры для российско-китайского сотрудничества (партнерством мы упростили получение рейтингов в обеих странах). Второе - аналитика, обмен опытом. Вопроса объединения и слияния с китайским агентством сейчас на повестке дня нет.

Но покупка АКРА словацкого рейтингового агентства ERA в мае - уже явно другая история. Главной целью было получить возможность присваивать рейтинги по международной шкале?

Екатерина Трофимова: Да. Фактически вместе с ERA мы приобрели международную шкалу. Теперь и далее ситуация будет следующая. АКРА работает в России по национальной шкале, а ERA работает в Евросоюзе по международной шкале. Таким образом, любые обращения в Европе и в России мы можем канализировать наиболее оптимальным образом с точки зрения регулирования и потребностей клиентов и инвесторов. То есть это может быть клиент из Европы, который хочет только международную шкалу - он ее получает в ERA, и АКРА в этом не участвует. Это также может быть, предположим, российский клиент, которому интересно получить оба рейтинга. И в этом случае он получает рейтинги в России, лицензированного, признанного Банком России агентства, и параллельно получает рейтинг ERA, точно так же лицензированного, регуляторно признанного уже по международной шкале в ЕС и многих других развитых странах. Это расширение нашего продуктового ряда, возможность конвертировать рейтинги из одной шкалы в другую - то, чего раньше мы сделать не могли.

У нас есть планы по развитию независимого бизнеса на европейском рынке, хотя там острая конкуренция. Я бы это даже назвала абсолютной монополизацией рынка "большой тройкой" (Fitch, Moody’s, S&P. - Прим. "РГ"), и все попытки создать большое количество агентств приводили только к росту ее доли на рынке. Но мы видим определенные ниши, в частности в Центральной и Восточной Европе.

По переговорам, которые у нас сейчас активно ведутся в ЕРА и, скорее всего, приведут к подписанию контрактов, доля российских эмитентов минимальна. Мы понимаем, что объем спроса на рейтинги будет не очень высоким, поэтому если рассматривать группу в целом, на горизонте пяти лет АКРА будет доминировать и по количеству рейтингов, и по финансовым показателям. Хотя мы за пять лет надеемся вывести ERA на прибыль.

АКРА оценило влияние западных санкций на экономику и банки

Когда ERA присвоит суверенный кредитный рейтинг России?

Екатерина Трофимова: Такие рейтинги исторически не являлись спецификой ERA. Поэтому ЕRА ведет работу по формированию суверенной методологии и впоследствии по присвоению страновых кредитных рейтингов. Сейчас методология уже прошла обсуждение с рынком, принята и опубликована ее финальная версия. ЕRА работает над подготовкой ряда суверенных рейтингов, которые, надеемся, будут опубликованы в ближайшие два-три месяца. В него предположительно будет входить и рейтинг России. Таким образом, в ближайшее время Россия получит еще один суверенный кредитный рейтинг.

На российском рынке сейчас работают только два аккредитованных ЦБ агентства - АКРА и "Эксперт РА". Этого достаточно? Могут ли появиться новые регуляторно признанные игроки?

Екатерина Трофимова: На открытом рынке количество участников определяется текущей рыночной потребностью и их возможностями достигать поставленных целей. Поэтому третье агентство появится, как только появятся экономическая целесообразность и желание инвесторов вкладывать в этот бизнес. Если третьего или четвертого агентства пока нет, это означает, что нет достаточных ресурсов и нет достаточного спроса.

То есть вы считаете, что на появление новых игроков на рейтинговом рынке влияет только экономическая целесообразность, и больше ничего?

Екатерина Трофимова: Экономическая целесообразность и экономическая возможность. Последнее очень важно, потому что может быть экономическая целесообразность, а ресурсы просто все закончились - условно, не собрать капитал, не собрать сотрудников. Но даже наличие спроса не обязательно означает, что есть качественное предложение.

Мне кажется, что, говоря о количестве агентств, не надо подразумевать только национальные агентства. Режим регулирования таков, что "большая тройка" может вернуться в регуляторное поле в России в любой момент. Дверь не закрыта, они могут переформатировать свои операции по действующему законодательству. Это более реалистичный вариант, чем создание с нуля третьего национального игрока. По моему прогнозу, в среднесрочной перспективе "большая тройка" в полноценном формате обязательно вернется на российский рынок. Это исключительно вопрос времени.

А самой "тройке" это нужно?

Екатерина Трофимова: Да, если она решит наращивать свой бизнес в России. А это будет зависеть от того, насколько они видят здесь платежеспособный спрос.

То есть их возвращение завязано на экономический рост?

Екатерина Трофимова: На экономический рост и на диверсификацию и рост количества эмитентов. После введения нового регулирования рейтинговых агентств "тройка" не пошла на полноценную аккредитацию, но их бизнес в России от этого не особо пострадал, потому что во многом был сфокусирован на рейтинговании крупных компаний, которые и так продолжают поддерживать рейтинги международных агентств.

Отзывы лицензий у банков продолжатся, но не высокими темпами

Интерес "тройки" к аккредитации ЦБ будет зависеть не просто от формального роста, а от того, насколько степень концентрации в российской экономике будет сокращаться. Сейчас рейтинговый рынок сильно концентрирован - если взять строительный сектор, то у нас, по разным подсчетам, от четырех с половиной тысяч таких компаний. Рейтинги имеют не больше десятка. Если в экономике появится стимул всем этим тысячам компаний рейтинговаться, то это огромный рынок для агентств, который может подстегнуть коммерческий интерес "тройки". Для этого им и понадобится аккредитация ЦБ.

И немаловажным, конечно, моментом, является геополитическая ситуация, потому что одним из факторов, который влияет на "большую тройку", является продолжающийся санкционный режим. Его ослабление может стать дополнительным стимулом развивать бизнес в России.

Когда они могут вернуться?

Екатерина Трофимова: Сложно сказать. Но мы не ожидаем, что до конца этого года и в первой половине 2019 года произойдет перелом в санкционном режиме. Маловероятно и полноценное возвращение "тройки" на российский рынок в течение года.

Повышение суверенного кредитного рейтинга России до инвестиционных уровней всей "тройкой" произойдет быстрее?

Екатерина Трофимова: Высокие рейтинги - важный индикатор для рынка, но только их недостаточно, чтобы в страну пришли инвестиции. Сейчас на фоне торговых войн, роста процентных ставок в США наметился отток средств из развивающихся рынков. Но Россия в этом плане выглядит не так плохо, как аналогичные рынки. Поэтому макроэкономический и геополитический факторы будут влиять на движение инвестиций больше, чем формальное включение России в инвестиционную категорию. Тем более сейчас, когда два агентства из трех дают нам инвестиционный рейтинг.

Да, но Россия все равно остается здесь на самой грани.

Екатерина Трофимова: Действительно, любое негативное изменение может нас "выбить" из этой категории. Но РФ в такой степени сократила зависимость от иностранных привлечений капитала, что на притоки и оттоки это мало повлияет. Но и предпосылок для снижения суверенных рейтингов мы не видим.

Банки переходят на идентификацию клиентов по биометрическим данным

Можно ли считать последнее снижение доли нерезидентов в российских ОФЗ признаком падения их доверия к нашему рынку?

Екатерина Трофимова: Нет. Сейчас наблюдается переток средств инвесторов со всех развивающихся рынков в США. Поэтому произошедшее находится в русле общемировых тенденций, и это не вопрос доверия нерезидентов к нашему рынку. Другое дело, что тенденции, которые мы наблюдаем в последнее время, говорят о том, что переток средств на развитые рынки будет продолжаться.

Как вы оцениваете состояние здоровья российских банков?

Екатерина Трофимова: Ситуация в банковском секторе стабилизировалась, но назвать ее однозначно хорошей тоже нельзя. Так, мы не видим явных причин для возникновения кризисных явлений. С другой стороны, есть ряд банков, весьма ослабленных в текущих рыночных условиях. Мы предполагаем, что отзыв лицензий у банков продолжится, хоть и меньшими темпами. Только теперь он будет происходить, скорее всего, по экономическим причинам, а не по связанным с отмыванием и нелегальной деятельностью.

Многие банки стоят перед выбором изменения бизнес-модели, поиском ниш для генерации доходов, все это на фоне отсутствия или резкого недостатка капитала. Видно, что ряд из них находится либо в спящем, либо в имитирующем деятельность состоянии - рано или поздно это приведет к необходимости их закрытия.

Вы разделяете опасения по поводу огосударствления банковского сектора?

Екатерина Трофимова: Мы с беспокойством наблюдаем рост прямого и косвенного участия государства в секторе. По нашим оценкам, этот показатель составляет около 70 процентов. Не исключаем, что процесс продолжится, но будет связан скорее не с национализацией банков, а с ростом государственных и квазигосударственных банков. Потому что они сильнее, у них господдержка, и будет происходить ребалансировка долей рынка. Но сильно меньшими темпами, чем это было последние несколько лет.

Мы считаем, что в среднесрочной перспективе разгосударствление сектора необходимо. Такая высокая доля участия государства в нем создает риски. Но мы понимаем, что фактическая национализация некоторых крупных частных банков - вынужденная необходимость. По нашим оценкам, невмешательство Банка России в ситуацию в прошлом году привело бы к серьезным последствиям для рынка.

Основной вопрос - что с этим делать дальше? К сожалению, мы не считаем, что в ближайшие три года может пройти существенная приватизация государственных банковских активов. В частности, в связи с тем, что сейчас мы не наблюдаем крупных и платежеспособных инвесторов за исключением государства.

Не факт, что возможности для приватизации появятся и через пять, и через десять лет.

Екатерина Трофимова: У нас быстро меняющийся рынок. Я бы так далеко не заглядывала. Сейчас любое прогнозирование, даже на три года, - это большой вызов.

Экономика