Боевик "Миссия невыполнима: последствия", как и предыдущую, пятую часть франшизы, снял Кристофер Маккуорри. Эту пятую часть в свое время признали лучшей из всего киносериала; в шестой он, можно считать, пробил собственный потолок, взяв новую планку по числу и качеству экшн-сцен. Спортивные термины здесь уместны как нигде: это кино не относится ни к какой реальности, оперирует чисто игровыми приемами и рассчитано на зрительский азарт, мощь адреналина и преданность жанру - а любовь слепа.
Усердные зрители предыдущих частей знают, что герой Круза агент Итан Хант для начала традиционно заваливает важное задание, а потом весь фильм должен доказывать, что он - победитель. Они также знают, что по ходу процесса сюжет претерпит много шоковых "твистов", герои окажутся оборотнями, но смешают все карты, и оборотни поразят доблестью; враг - на самом деле союзник, трясущийся трус на поверку смельчак, уже погибший - живее всех живых, и все это снабжено толикой юмора, снимающего тупизну и даже придающего всему подобие интеллектуальности. Цепь изощренных мистификаций, провокаций и подстав постоянно ставит героев на грань катастрофы, но мы с первого кадра знаем, что все кончится хорошо, потому что иначе здесь бы и кончилась франшиза. А игра сделана так искусно, что все равно ерзаем в креслах от тревоги и напряга.
На этот раз герою Круза нужно в очередной раз спасти человечество (в фильме уточнят: треть человечества) от губительных планов террористической группы "Апостолы", которая завладела плутонием, сработанным, конечно же, в Воркуте, и собирается тремя ядерными бомбами разрушить старый уклад жизни, отправив человечество в лучший мир. И начинается сюжет, который всерьез воспринимать нельзя, и его карамболи то и дело высекают в зале смешки. Вникнуть в него невозможно по причине его рекордной запутанности, но он на вникающих вообще не рассчитан и служит только шампуром для аттракционов. Диалоги топорны, их главная задача - объяснять нам расклад действующих сил. Их неуклюжая патетика тоже исторгает у любителей Шекспира смех: "Не надо, Итан, спасать меня - спасай мир!". Еще лапидарней перепалка Тома Круза с неуправляемым вертолетом: "Не-ет!" - отчаянно кричит ему Круз, и вертолет гуманно внемлет, и разобьется ровно в тот миг, когда это понадобится авторам. Веселым гуськом идут сплошные фальшаки - всё оборачивается не тем, чем казалось. Люди, как Жан Марэ в "Фантомасе", постоянно меняют пластические маски и превращаются друг в друга. Драматургической логики в этих сюжетных извивах не больше, чем в видеоигре "Ведьмак-3". На скорую руку написанные, сугубо функциональные и кошмарно дублированные диалоги завершают портрет маслом.
А фильм все равно хорош. Даже несмотря на непомерную 150-минутную длину. Он упакован действием так плотно, что вроде и сокращать тут нечего. Погони на автомобилях, бега по крышам Парижа, прыжки в грозовые тучи и баталии на взбесившихся вертолетах цепко держат напряжение в зале, ритмам фильма и его монтажу надо бы учить в наших ВГИКах, как и умению сделать невероятное очевидным. Все трюки, которые выполняют персонажи, абсолютно неправдоподобны, каждый смертелен - не пытайтесь повторить в домашних условиях. Круз, как муха, ходит по отвесным скалам, обгоняет в беге мотоциклы, зависает над безднами, и даже обессилев, все равно сигает в нежданную дыру в парижской клумбе так, чтобы угодить точно на палубу невесть откуда взявшегося катера, несущегося по Сене с его товарищами.
При этом все трюки 56-летний актер выполняет сам, без каскадеров и с минимальной помощью компьютера (во время очередного прыжка через пустоту он сломал лодыжку, но съемки продолжил). Много красивых женщин. Согласно новейшим трендам, слабый пол действует наравне с сильным, не уступая ему ни в силе, ни в меткости, ни в наглости. Много красивых пейзажей - от дежурного набора парижских открыток (Эйфелева башня - Триумфальная арка - Гранд-опера - Гранд-палэ и пр.) до экзотики норвежских фьордов, выданных за крутизну отрогов Кашмира.
Как водится, все развязки происходят в последнюю секунду до катастрофы, - включая спасение мира. Фильм намеренно построен на штампах, совершенствуя только их технику, и вводит эти стереотипы в число законных атрибутов жанра. И никого не смущают откровенные параллели с приемами и даже характерами из другой триумфальной франшизы-близняшки - "бондиады": в "Миссии" тоже есть своя глава секретной службы М, только зовут невозмутимую даму Эрикой Слоан, и играет ее не Джуди Денч, а Анжела Бассетт. И титры на соблазнительной музыке тоже выстроены так, чтобы захватывало дух от предвкушений, - как в "бондиаде". Публика обожает бесконечные повторения пройденного, так что очередная "Миссия" имеет все основания стать, как и все ее товарки по жанру, культовой.