20 июля на сайте госзакупок правительства США появилось обоснование необходимости обновления президентского авиапарка. По американским законам, если правительственная организация планирует заключить контракт без проведения открытого конкурса, ей необходимо привести веские аргументы в пользу этого решения, иначе сделка может и не состояться. Так в мае конгрессмены заблокировали заявку на замену холодильников в нынешнем президентском самолете, хотя речь там шла всего о 24 миллионах долларов.
Для перемещений по миру президент Соединенных Штатов использует VC-25, специальную версию Boeing 747. Огромный лайнер рассчитан на перевозку 70 человек, оснащен всеми необходимыми главе государства системами связи, имеет медицинский блок с операционной и защищен от последствий ядерного взрыва. Таких самолетов у президента два, тот из них, что находится в воздухе с главой государства на борту, имеет позывной Air Force One.
К 2025 году построенная в конце 80-х пара VC-25А будет иметь коэффициент одновременной готовности 28 процентов, то есть самолеты будут готовы к полету менее чем в трети случаев, говорится в обосновании. Степень готовности новых VC-25Bs на протяжении всего их жизненного цикла будет вдвое выше - порядка 56 процентов. Также военные заявили, что поддерживать в исправном состоянии старые самолеты гораздо дороже, чем новые. Еще один пример экономии - оба "борта номер один" не будут построены с нуля. В президентские самолеты переделают два коммерческих Boeing 747, построенных для авиакомпании из России, но не переданных ей, поскольку заказчик обанкротился.
VC-25Bs оснастят военной версией спутниковой навигации GPS, транспондер сменит принятая в ВВС США система распознавания "свой-чужой". Эта аппаратура позволит Air Force One использовать как гражданские воздушные коридоры, так и летать над закрытыми зонами, получая данные для навигации и контроля воздушного движения из различных источников. Президентский самолет получит две вспомогательных силовых установки для запуска двигателей на земле без посторонней помощи и резервного энергоснабжения в воздухе. Еще в "борту номер один" прорежут пару дополнительных дверей: одну перед крылом, другую в хвостовой части.
- Дополнительные выходы понадобятся, например, в случае, если самолет президента приземлится на площадке, не приспособленной к обслуживанию Boeing 747. Две двери позволят сотрудникам и пресс-корпусу Белого дома быстро подняться на борт, не используя президентский вход, - рассказали военные.
Заключение госконтракта без конкурса обосновано необходимостью "выполнить неофициальное соглашение от 20 февраля 2018 года между президентом США Дональдом Трампом и председателем совета директоров Boeing Деннисом Муйленбургом". Примечательно, что в документе не упоминается о скидке в 1,5 миллиарда долларов, пишет The Drive. О снижении цены самолетов Трамп объявил после переговоров с Муйленбургом. В обосновании упоминается лишь возможность сэкономить $ 200 млн, если Boeing получит право нанимать и сертифицировать субподрядчиков для интеграции систем Air Force One. Контрактом предусмотрена поставка новых самолетов к 2024 году. Намерение Трампа перекрасить президентский самолет военные оставили без внимания.