"Большая игра" дошла до российских экранов первой - еще в январе. "Опасная игра Слоун" выходит в прокат второй - со 2 августа. Героини обеих картин в чем-то похожи, словно одна продолжение другой. В каждом сюжете есть линия - юрист приходит в суд с яркой подзащитной, которая всей своей историей продемонстрировала смелость поступков и силу женского характера. Тем не менее она - виновна. Но не стоит путать хронологический порядок. "Опасная игра Слоун" снята режиссером Джоном Мэдденом ранее, "Большая игра" - режиссером Аароном Соркиным позднее.
И да, Честейн вышла на определенный уровень, который заставляет на время забыть, что когда-то она играла Джульетту, простушку Селию, Кэтрин Слоупер, Мисс Жюли и… даже озвучила ягуара Джию в "Мадагаскаре". Перед нами новая актриса и продюсер Честейн, феминистические взгляды которой вырвались на свободу и нашли воплощение в соответствующих ролях.
В "Опасной игре Слоун" героиня Честейн - "простой лоббист" законопроектов в сенате США. Это тот мир, та структура, люди в которой не обсуждают свои поступки и методы, не размениваются на чувства. Они просто достигают своей цели, которая, как известно, оправдывает средства. Но вот в этой картине авторы словно приостанавливаются и решают проследить, как именно происходит так, что команды различных корпораций, презирая все святое, несутся, словно отряды танков, сметая все на своем пути, потому что на кону - деньги и власть. В этом смысле картина похожа на учебник по высшей арифметике, в котором после каждой задачки дается способ решения - почему было так, а не иначе, и как к этому следует относиться с общепринятых позиций морали, нравственности и этики.
С самых первых кадров фильм набирает невероятную скорость. Зритель может даже растеряться - что это за люди в офисе в Вашингтоне, о чем они говорят, и как понимают друг друга, что за обилие политических терминов. Но, поверьте, разберется он во всем довольно скоро, а головоломка эта нужна для того, чтобы показать, на какой скорости думают и действуют различные лобби и те, кто работает с ними - пиарщики, журналисты, специалисты по налогообложению и так далее. Этим людям не хватает часов в сутках, они несутся, с сожалением прерываясь на необходимость поесть и поспать. Впрочем, героиня Честейн со сном расправилась своеобразным способом - подсела на психостимуляторы. Ведь мозг должен работать непрерывно.
Мы застаем ее героиню Элизабет Слоун в тот момент, когда она - известная, непотопляемая, ни разу не проигравшая, предстает перед судьей на слушаниях в Сенате США. Все потому, что противники, которые не смогли ее переиграть в деле, от бессилия предприняли новый шаг: "Переходим на личности". Честейн хочется продемонстрировать судьям главное правило своей жизни: "Лоббизм - искусство прогноза... Победит тот, кто будет на шаг впереди и выложит свои козыри позже остальных". Но вместо этого она, как заведенная, вынуждена повторять: "По совету адвоката я воспользуюсь правом, данным мне пятой поправкой США, и не буду отвечать на этот вопрос". Фразу эту актриса должна произнести несколько раз, и она находит для каждого раза новую интонацию.
А далее идут многочисленные флэшбеки, рассказывающие судьбу неординарной хищницы (все-таки не зря она озвучивала ягуара). По той же схеме выстроен и фильм "Большая игра", где Честейн сыграла Молли - королеву покера, и, честно говоря, ей настолько удается этот жанр и такие роли, что она может продолжать и продолжать.
За те два часа, что идет фильм "Опасная игра Слоун", зрители, сами того не подозревая, вербуются в лоббистскую команду Честейн. Это они вместе с ней переходят от одного более престижного работодателя к другому - попроще - из-за убеждений. Один заключает контракт с оружейным магнатом и заказывает кампанию, в соответствии с которой даже женщины должны стать сторонницами оружия. Другой сделает все, чтобы законопроект Хитона -Харриса о свободной продаже оружия в сенате принят не был. Если бы в жизни все было так просто и оружейные лобби проигрывали по нравственным и этическим принципам, мир существовал бы по-другому. Но борьба ведется на паркете и под ковром. И там, и там существуют крысы - тех, кто продает, кого перекупают и кто наживается на грязи. И те, кто, говоря словами героини фильма - "готовы на все, чтобы остаться у кормушки". Так что порой вести игру против них - значит использовать те же, понятные им, методы.
Элизабет Слоун говорит о том, что она врет с детства. Так и есть - своих карт она не раскрывает никому. Совершая параллельно множество многоходовок, никого не посвящает в свои планы. Это брэйнринг такого высокого класса, что в начале картины, когда судья упрекает Слоун в принятии психотропных препаратов и тем самым раскалывает как орешек, вызывая гиперэмоциональную реакцию, в это просто не веришь. Не может такая женщина в подобной ситуации позволить довести себя до слез. Потому что просчитывает она, а не ее. Все - вплоть до тем разговора, которые готовят для нее специально обученные люди. Одно из правил, например:"лучший способ подольститься к родителям - нахваливать их детей" - так преподносится путь решения именно этой задачки. Тем не менее, Честейн удается показать слабые места своей героини. Ахиллесова пята сильной женщины, уязвимое место - существует ли оно? Слезы сильной женщины воздействуют страшнее, чем слезы слабого мужчины. Но в этом фильме слез суперлоббиста аудитория практически не увидит. Не позволит она такую роскошь ни себе, ни зрителям.
"Ты - фанатка!", - скажет ей в упрек новый начальник и попытается сшибить с ног вопросом, мол, ты когда-нибудь была нормальной. Марк Стронг в этой роли заставляет вспомнить "Кингсман...", где он также прикрывает тех, кто борется на передовой секретной службы. Это правда - Честейн представляет в этой картине некий новый тип интеллектуального человека-робота, для которого люди - лишь ресурсы. Однако даже те, кого она предала и подставила во имя победы, чувствуют восхищение от ее превосходства. Зритель же во второй половине фильма впадает в некий транс - не понимая события, которые происходят, случаются сами по себе или все это - дело рук этого гения лоббизма в юбке.
…Карты свои она выложит последней в этой игре. Как учит других и саму себя. Устроит небольшое "землетрясение". Но что такая жизнь для нее? Какова цена? И что стоит за тем, что она покупается на фразу "убежденный лоббист не может верить в одну лишь победу".
Кстати
По отношению к фильму "Опасная игра Слоун" в нашей стране стоит предложить радикальную вещь, которая касается дубляжа. "Голос Джессики Честейн" в России не успевает за карьерой этой актрисы. Роль простушки отличается от роли сильной женщины - для того, чтобы передать все краски, актрисе дубляжа нужно сильно измениться. Или необходимо эту актрису сменить. И, поскольку в фильме "Опасная игра Слоун" Честейн в большинстве сцен говорит со скоростью пулемета, возможно, следовало бы пригласить ее дублировать Тину Канделаки - было бы необычно. Но это - шутка с долей шутки. Хотя чувство юмора тех, кто адаптировал фильм для России, тоже подвело. "Бородатый" анекдот про монашку в начале фильма, "внедренный" в сцену совещания в вашингтонском офисе крупной корпорации, был неудачной попыткой занизить общий уровень картины. К счастью, игра Честейн это компенсировала с лихвой.
"Цинизм - это отсутствие наивности"
"Признание - это то, что отличает победу от поражения"
"Я делаю то, во что верю, поэтому хорошо сплю по ночам"
"Убийство карьеры не так плохо, если сравнивать с самоубийством из-за карьеры"
"- А Слоун на самом деле такая стерва?
- Она писает стоя. Даже я так не делаю".
"Четыре основы: манипуляция, навык, работа, цель. Манипуляция - это игра на опережение. Навык - умение предугадывать ходы оппонента и принимать контрмеры. Моя работа - побеждать, для этого я использую все ресурсы. Победитель всегда на шаг впереди оппонента. Цель - застать их врасплох и быть готовым ко всему"
"Если ты отчаялся настолько, что готов взять в руки оружие, то ты не имеешь права владеть им".