- Ситуация с малым и средним бизнесом в стране пока далека от идеала, тем не менее этот сегмент рынка показывает отличный прирост последние несколько лет. И значительную роль в этом процессе играют микрофинансовые организации (МФО).
Хотя МФО до сих пор, как правило, ассоциируются лишь с быстрыми займами до зарплаты, ситуация меняется. Сегодня на рынке больше шансов выжить у тех микрофинансовых компаний, которые специализируются не только на выдачах микрозаймов, а имеют сразу несколько направлений бизнеса: рефинансируют задолженность физлиц или развивают направление кредитования для предпринимателей. Есть и МФО, которые активно продвигают тендерное направление, связанное с финансированием участников системы госзаказа. Суть заключается в том, что для обеспечения участия в торгах предпринимателям необходимы средства, которые неудобно отвлекать из оборота. Поэтому представители малого и среднего бизнеса и даже компании с миллиардными оборотами часто приходят на тендерные площадки за краткосрочным финансированием.
Компании, участвующие в тендерах, не берут займы в традиционном понимании, то есть им не нужны средства на развитие бизнеса или пополнение оборотных средств. Однако, согласно законодательству, для того чтобы получить доступ к торгам, нужно внести обеспечительный взнос. Учитывая тот факт, что компании, как правило, принимают участие сразу в нескольких конкурсах, без привлечения заемного финансирования им нужно было бы изымать средства из оборота. Для клиентов это не только неудобно, но и неэффективно. В связи с чем они и обращаются в микрофинансовые организации.
Результаты последних исследований показывают, что средняя сумма тендерных займов растет. По данным группы компаний "Русмикрофинанс", за первый квартал 2018 года она составила около 2,3 миллиона рублей, что в два раза превышает аналогичный показатель по итогам 2017-го. Большая часть компаний, пользующихся услугой, занимается строительной деятельностью либо поставками товаров. В связи с этим на рынке микрофинансирования наблюдается сезонность. К примеру, летом число заявок падает, а в сентябре-октябре, как правило, спрос возрастает. Пиковым месяцем является декабрь.
Хотя сегодня микрофинансовые организации во многом выполняют важную социальную роль для малого и среднего бизнеса, некоторые до сих пор считают, что это компании-однодневки, выдающие деньги под большие проценты. На самом деле в среднем это 2,5 процента за 30 дней, однако срок может варьироваться.
Как это работает? Когда та или иная компания выигрывает конкурс, осуществляется вторая часть тендерной сделки - в рамках нее подписывается договор и предоставляется банковская гарантия. До этого момента средства взноса находятся в распоряжении тендерной площадки. После подписания договора и предоставления банковской гарантии деньги снова возвращаются на счет займодавцу.
Займы на исполнение госконтрактов не выдаются всем подряд. Микрофинансисты предпочитают работать с теми компаниями, которые зарекомендовали себя надежными заемщиками. В результате МФО получает определенный процент за предоставление краткосрочного финансирования, то есть свой доход без всякого риска.