Подбор полнометражных, короткометражных, документальных фильмов, броское название конкурсной программы "Встряска", задача просвещать зрителя, прививая ему любовь к актуальному отечественному кинематографу - амбициозность сквозила во всем. Даже пятикилограммовая статуэтка молодого Максима Горького - приз нового кинофестиваля - из шоколадно-бронзовой в прошлом году превратилась в реально позолоченную. Об амбициях и реализации задуманного корреспондент "РГ" побеседовал с президентом "Горький fest", заслуженным артистом РФ Михаилом Пореченковым.
Работаем, брат
Какие выводы сделали после первого фестиваля?
Михаил Пореченков: Мы скорректировали вектор направления. На первом фестивале была достаточно нервная атмосфера, сейчас немного повеселее: появились партнеры, появилось понимание. Количество площадок увеличилось до 13. Людей, задействованных в процессе, стало больше. Кино привезли много. Все прошло по плану, без неожиданностей. Но сейчас возникают какие-то другие шероховатости, будем их исправлять. Работаем.
От чего однозначно решили отказаться?
Михаил Пореченков: Мы ни от чего не отказываемся. Это неправильный путь. Что-то изменилось в расписании - и все. Праздник удался. Смею надеяться, в следующем году мы его продолжим. У нас просто не хватает рук. Хотим сделать фестиваль искусств: чтобы была музыка, спектакли. В этом году хотели и выставку привезти, и Юрия Башмета. Но пока не получается, потому что очень сложные графики у всех. Занятых круглый год артистов трудно сводить вместе. Хотим собрать здесь не только кинематографистов, но и серьезную тусовку. Башмет приехал бы со своим оркестром, а я бы прочитал "Облако в штанах" Маяковского...
Почему не Горького? Ведь идея фестиваля появилась к 150-летию со дня рождения Алексея Максимовича.
Михаил Пореченков: Потому что пока у нас программа "Облако в штанах". А идея появилась отдельно от 150-летия. Потом уже ее связали с юбилеем, так как дата стояла близко.
Уже много лет в Нижнем Новгороде проходит фестиваль современного искусства имени Сахарова. Башмет - его постоянный гость, а литературно-музыкальные программы всегда входят в расписание Сахаровского фестиваля. Не боитесь повториться?
Михаил Пореченков: Нет. Можно смотреть и слушать бесконечно, как Юрий Абрамович дирижирует или как он играет. Лишний раз встретиться с Башметом - большое счастье и подарок. Юрия Абрамовича я искренне уважаю и люблю. Мы хотим, чтобы каждый раз наш фестиваль становился событием, чтобы каждый раз была интересная встреча.
С кем еще есть договоренности? Стопроцентных - ни с кем. Расписание планируется одно, а получается другое. В этот раз быстро его поменяли. Приехал Костя Хабенский, мой друг. С самолета на самолет. На четыре часа. Представить картину ("Собибор". - Прим. ред.) и уехать обратно. Подвиг совершил. С творческими людьми сложно работать, потому что у них колоссальная занятость и напряжение.
Пирожки, горячие пирожки!
Фестиваль получил имя Горького. Так все-таки города Горького или писателя?
Михаил Пореченков: Если в Нижнем проходит, это с городом Горьким связано? Все в одной корзинке. Мы хотим, чтобы люди приезжали, любили этот город, чтобы здесь отдыхали, здесь работали.
Что в этом фестивале от Алексея Максимовича кроме заставки на церемонии открытия?
Михаил Пореченков: А что должно быть? Мы назвали так фестиваль, потому что он в городе, который назывался Горьким, потому что здесь великий мастер жил, потому что здесь театр имени Горького, потому что все пропитано этим духом. Если есть кино на горьковскую тему, мы его показываем, если нет - не показываем.
Но вот в Париже с успехом прошел фильм "Старик" по пьесе Горького. В одной из главных ролей - Александр Панкратов-Черный, выпускник, кстати, Горьковского театрального училища. Почему бы не привезти картину на фестиваль?
Михаил Пореченков: Мы не можем следить, где в Париже показали что-то узким экраном. Это же целая система - пригласить кино на фестиваль. В Париже показали. Ну и что? Это не критерий для нас. У нас должна быть творческая работа, серьезная, которую отсматривает комиссия. На фестиваль попадают фильмы, выпущенные только в этом году. Если они сняты когда-то, а потом тормознулись и уехали, я что могу сделать? Есть определенный регламент. Мы привозим актуальные картины, самые горячие пирожки.
Так карта легла
Как отбирались работы в конкурсную программу фестиваля? Сложилось ощущение, что по названиям: чем вычурнее, тем лучше. "Восьмой вид", "Кирпичи", "Дом на голове Клаузеверца", "Подбросы", "Пуньк"...
Михаил Пореченков: У нас критерий всегда один - интересные, талантливые работы. Программу составляет компетентная комиссия. Да, названия немного странные. Есть даже два "Тупика" (режиссеров Антона Сазонова и Алина Михайлова. - Прим. ред.). Так пасьянс разложился. Но не по названиям, только по сути отбираем.
А гостей как выбирали? Вы все время приезжаете с Хабенским и Михалковым...
Михаил Пореченков: Это великие люди, личности, которые много сделали в своей профессии. Мне нравится с ними общаться. Приглашали друзей, коллег по цеху, ребят, с которыми работаем, знакомых.
Есть немало артистов, кинематографистов, которые родились в этом городе или получили здесь образование. Почему их не пригласить? Вот ту же Людмилу Хитяеву!
Михаил Пореченков: Мы всех нижегородцев приглашаем. В прошлом году Александр Велединский был. Получил приз "За вклад в кино". Пригласим Хитяеву. Не вопрос. Главное, чтобы у нее было время и желание. Мы не можем все охватить. Мы не сторукие Шивы и не волшебники, только учимся. Многое из того, что задумывалось, не состоялось. Надеюсь, в следующий раз получится.
Как оцениваете результаты конкурсной программы с учетом того, что в жюри было всего четыре человека?
Михаил Пореченков: Все получили по заслугам. Во главе с Николаем Николаевичем Досталем было замечательное жюри, которое правильно оценило все работы. Талантливые режиссеры, замечательные артисты. Люди-профессионалы, сошлись по всем пунктам, голосовали единогласно.
На открытии Никита Михалков заметил, что вы выбрали опасное название для фестиваля...
Михаил Пореченков: Нормальное название. Писателя тоже так называли. И Европа знала его, и мир знал. Никаких претензий к мастеру нет. Я не боюсь никакой обратной стороны.
Ваши ожидания от второго фестиваля оправдались?
Михаил Пореченков: Все ожидания сбылись. Был устроен большой праздник, перфоманс. По творчеству у нас никаких вопросов нет. Есть какие-то организационные недочеты. Но все это мы исправим. Огромное количество зрителей пришли посмотреть фильмы. Мы даже не можем посчитать. Людям интересно наше кино. Они хотят смотреть, хотят получать впечатления. Может, кому-то что-то не нравится? Мне кажется, все великолепно.
А что-то театральное у нас есть шанс увидеть в следующем году? Что с театральной частью фестиваля?
Михаил Пореченков: Мы показали проект "Кинопоэзия" - отчасти театральное зрелище. Ксения Лаврова-Глинка сделала свой вечер. Дальше посмотрим. Сложно привезти декорации. Это стоит денег.
Сейчас гастрольная политика достаточно скудная. Все испытывают финансовые затруднения. Нужно брать на себя серьезные финансовые обременения, чтобы это все сюда привезти. Декорации, билеты артистам, проживание... Мы уповаем на друзей, спонсоров, администрацию. У нас, к сожалению, таких средств нет.
Кстати
В жюри конкурсной программы "Встряска" II фестиваля "Горький fest" вошли режиссер Николай Досталь (председатель), актер Анатолий Белый, режиссер Ирина Волкова, художник Елена Окопная.