Во-первых, чужой опыт - это возможность поумнеть, не набивая шишек. Во-вторых, просто любопытно: как там у них и что? Когда я читаю лекции про проблемы образования, не было случая, чтобы меня не спросили: а как у них с этим или с тем?
Короче. Министерство просвещения Израиля выпустило внутренний циркуляр, запрещающий преподавателям наказывать учеников за невыполненное домашнее задание. Также рекомендовано вообще воздержаться от домашних заданий или сильно их сократить.
Еще до выхода этого циркуляра я узнал от израильской учительницы английского языка, что в этой стране, оказывается, не вызывают детей к доске. "Но как же у вас проверяют знания?" - спросил я. "А у вас? - по местной привычке ответила учительница вопросом на вопрос. - Сколько человек может спросить учитель во время урока? Четыре? Пять? В классе - сорок. Вы считаете, что таким образом проверили знания? Вряд ли... А вот фраза: "К доске пойдет отвечать..." и - палец скользит по журналу... Это все, безусловно, порождает страх..."
Я не нашелся, что ответить.
Я уже много раз писал, в том числе и на страницах столь мною уважаемой "Российской газеты": педагогика, на мой взгляд, не является наукой уже хотя бы потому, что открытия великих педагогов прошлого мало кому известны, и уж совсем мало кем используются.
Знаете ли, например, вы, что великий педагог, основатель российской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский был категорически против домашних заданий? В относительно недавно изданной книге Ушинского "Воспитать ребенка как?" есть целая глава, которая прямо так и называется "О вреде заданий на дом".
"Задача уроков на дом и вследствие того возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища", - пишет гений педагогики.
Почему? А вот почему: "Одна из главнейших задач первоначального учения - приучить дитя по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете; достичь же этого возможно, только заставляя дитя учиться при себе, или, лучше сказать, уча его уроку".
Ушинский считал, что школа должна научить ребенка учиться. Что это значит? Учиться - получать знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни, а не зубрить. Вред домашнего задания именно в том, что оно приучает ребенка не к осмыслению, а к зубрежке.
Вообще главная проблема и родителей, и школы во взаимоотношении с детьми состоит в том, что взрослые не понимают: дети - это люди. То есть не некие существа, которые готовятся жить, а люди, живущие здесь и сейчас. И то, что неприятно и противно взрослым, также неприятно и противно детям. Например, взрослые больше всего на свете не любят, когда их воспитывают. Уверяю вас, то же самое относится к детям.
Каждый из нас хоть раз в жизни слышал эдакий вдох приятеля: "Столько работы! Пришлось даже на дом взять". Или жены приятеля: "Мой столько работает, даже дома не может оторваться от дел". Понимаете, какая история? "Домашнее задание" для взрослого - неприятное исключение. Домашнее задание для ребенка - норма на протяжении одиннадцати лет!
Мне могут возразить: а как же тогда проверить знания дитятки? И тут мы подходим к главному - к философии нашего образования. Ведь у любого дела, у любого поступка существует своя философия, другими словами, ответ на вопрос "Зачем?" Все, что мы делаем, мы делаем зачем-то. Другой вопрос: осознанно или нет? Но это другой вопрос...
Зачем учатся наши дети? Для оценки. Для учителей и родителей, но никак не для себя. И это самое печальное, что есть в нашей системе образования. На протяжении многих лет наши дети, увы, не занимаются пристальным поиском призвания, не занимаются тем, чтобы научиться учиться - то есть получать необходимые для жизни знания. У них иное дело: получить пятерку, чтобы не ругали родители.
Нынче всерьез и страстно стали обсуждать возможность поменять пятибалльную систему оценок на, например, десяти- или двенадцатибалльную! Ах, до чего мы любим обсуждать, как оценивать знания (вспомним пресловутый ЕГЭ), и сколь осторожно говорим о том, как знания давать.
Убежден: нет родителя, который бы не вспоминал с ужасом, как загонял свое чадо делать уроки, а потом проверял, что получилось. Что такое сегодня домашнее задание? Либо списывание из всяких решебников или из интернета. Либо зубрежка. В реальности, на мой взгляд, никакого отношения к закреплению знаний все это не имеет.
"Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая человеку при всяком деле". Это все тот же Ушинский.
Я прекрасно понимаю, что ни оценки, ни домашнее задание, во всяком случае, в ближайшее время не отменят. Потому-то так важно родителям понимать наказуемую бессмысленность и того, и другого и поддерживать в своем чаде уверенность в себе. Школа и родители подчас так "завоспитывают" ребенка, что он представляется сам себе никчемным и бессмысленным существом, созданным для того лишь, чтобы портить жизнь всем окружающим. Неплохо бы помнить об этом, когда вы подзатыльниками загоняете свое чадо делать домашнее задание...