06.08.2018 21:20
Культура

Лаборатория "КоOPERAция" напишет оперу к следующему "Архстоянию"

"Архстояние" показало оперы и марсоходы
Текст:  Владимир Жалнин
Российская газета - Федеральный выпуск: №171 (7634)
Писать оперу в XXI веке - дело непростое. Восемнадцать молодых композиторов, драматургов и режиссеров в рамках лаборатории "КоOPERAция" будут исследовать границы оперного жанра и законы современного музыкального театра, чтобы найти инновационную модель работы.
Читать на сайте RG.RU

Проект "коOPERAция" был придуман и воплощен режиссером Екатериной Василевой еще год назад. "Главное - вовлечь молодых авторов в сферу музыкального театра и вдохновить их на создание новых сочинений", - говорит она. В этом году лаборатория собрала не только композиторов и драматургов, но и режиссеров. Объединившись в творческие группы, ребята будут работать над сочинением одноактной оперы для трех солистов и камерного ансамбля. Представление завершенных партитур в формате work-in-progress пройдет на Малой сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. А через год на open-air фестиваля "Архстояние" в Николе-Ленивце оперы будут представлены в формате полноценных постановок.

На новой сцене Херсонеса открылся оперный фестиваль

Итак, какие же оперы ждут нас в скором времени? Оперу о марсоходе Curiosity напишет Николай Попов в содружестве с драматургом Татьяной Рахмановой и режиссером Алексеем Смирновым. В своей партитуре он постарается объединить последние достижения электронной музыки и компьютерных технологий в необычных полиэкранных условиях.

Еще один проект о взаимодействии с искусственным интеллектом представили режиссер Юрий Квятковский, драматург Евгения Беркович и композитор Артем Пысь. Их история сосредоточена на трех героях: каждый находит утешение в компьютерных ботах. "В нашей опере будет место вопросам социальным, вопросам религиозным и гендерным", - заверила Беркович.

Проблемы подлинности, времени и старения оказались в центре внимания оперной партитуры Александры Каца (Польша). Вместе с режиссером Сергеем Морозовым и драматургом Екатериной Бондаренко они вдохновлялись пространством Павильона шишек. Это один из самых отдаленных архитектурных объектов "Архстояния". Концепция будущей оперы построена на игре с акустическими различиями и визуальной доминантой павильона. "Впишется" в пространство Николы-Ленивца и опера Адриана Мокану (Украина), режиссера Аси Чащинской и драматурга Даны Жанэ. Оттолкнувшись от цитаты сюрреалиста Херардо Диего ("Ты был в воде, где я тебя видел"), команда пообещала, что задействует пленэр и пространство пруда "Архстояния".

Лукьяненко и нейросеть написали рассказ в стиле Гоголя

Формат традиционного оперного спектакля выбрали композитор Дмитрий Бученков, драматург Андрей Иванов и режиссер Елизавета Бондарь. Взяв за основу телевизионный сюжет о спасении таиландских школьников из затонувшей пещеры, ребята рассуждали о применении линейной драматургии и восточном колорите. А вот тандем в составе режиссера Капитолины Цветковой-Плотниковой, драматурга Киры Малининой (Киев) и композитора Оле Хюбнера (Германия), напротив, решил поэкспериментировать с форматом. Слоистая структура будущего оперного повествования каждый раз по-новому будет развертываться перед зрителем.

Двадцатиминутные оперные эскизы можно будет увидеть 8 и 9 декабря на сцене Московского театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Актуальное искусство