Тема не нова. Напомним: в 40-е годы прошлого века содовый завод строился как раз в расчете на запасы известняка, разведанные в недрах шихан - гор-одиночек, остатков барьерного рифа, образовавшегося в теплом море начала пермского периода. Именно "морское" происхождение и определило качество известняка, который химики называют "чистым", а потому оптимальным для производства кальцинированной и пищевой соды.
70 лет завод добывал его из шихана Шахтау, но, как следует из заключения Госкомиссии по запасам, выданного в январе 2018-го, сырья осталось на 4,5 года. Следующим источником должен был стать Торатау, однако начать его разработку не позволяет охранный статус: в 1965 году гору признали памятником природы республиканского значения.
В связи с этим региональные власти предложили предприятию найти альтернативные источники сырья. Поиск велся на протяжении двух десятилетий, особенно активно - в последние три года. По словам заместителя генерального директора АО "БСК" Марины Бортовой, были проверены все месторождения известняка на территории Республики Башкортостан, которых, как и во всем мире, не так много.
Однако ни один из них не был признан годным. И если учесть, что на разработку нового месторождения требуется не менее пяти лет, а ни одного подтвержденного источника для "БСК" нет, то перспективы у крупнейшего в Европе содового производства далеко не радужные.
Отсутствие сырья приведет к остановке производства, в модернизацию которого за последние восемь лет инвестировано более девяти миллиардов рублей, а значит, к срыву поставок продукции потребителям, находящимся в более чем 30 странах мира. Пострадает, прежде всего, реальный сектор отечественной экономики.
- По некоторым отраслям мы обеспечиваем потребности в соде до 100 процентов, - сообщила Марина Бортова. - До 90 процентов - в стекольной промышленности, до 70 - в целлюлозно-бумажной, до 40 - в металлургической. Кроме того, от поставок нашей продукции зависит выполнение гособоронзаказа.Нам удалось почти полностью заместить объем импортной соды. Клиенты используют высококачественную продукцию отечественного производства.
Для ее выработки необходимо качественное сырье, которого ни в одном из месторождений, где были проведены изыскания, не нашлось. Образцы, взятые из Худолазовского и Гумеровского месторождений, на которые возлагались большие надежды, "не прошли" по химическому составу.
- В течение двух недель под контролем внешних наблюдателей мы проводили промышленные испытания известняка из Худолазовского месторождения. Но в итоге все закончилось поломкой оборудования. Пришлось проводить его ремонт, - рассказала представитель компании.
Как показала экспертиза, содержание оксида кремния в пробной партии превышало допустимые значения на 50 процентов. Вредная примесь запеклась на стенках печей. Известняк из Гумеровского месторождения даже испытывать не стали. Анализ состава выявил трехкратное превышение оксида кремния по сравнению с нормой.
-Для "Башкирской содовой компании" такое сырье не подходит, - резюмировал эксперт Государственной комиссии по запасам Андрей Чугаев.
Непригодность этих источников подтвердило и заключение, выданное Федеральным агентством по недропользованию.
Директор по научно-исследовательской работе Научно-исследовательского института технико-экономических исследований в химическом комплексе Дмитрий Клепиков объяснил: известняк в плоскостных месторождениях, к которым относятся Худолазовское и Гумеровское, неоднороден по составу. Наряду с пригодными для химпереработки включениями в нем есть и непригодные. И если речь идет о промышленных масштабах, то разработка таких месторождений экономически неэффективна.
- Основные запасы известняка, пригодного для переработки в химической промышленности, находятся в горе Торатау, - уточнил он.
С этим выводом согласен и руководитель управления по недропользованию Башкирии Алексей Грицук.
- Для производства соды нужен особый вид известняка, который имеется только в остатках рифа, шиханах, и то не во всех, а лишь в Торатау, - подчеркнул главный геолог республики.
Все, кто глубоко изучил проблему сырьевой обеспеченности содового производства, сошлись во мнении, что ее необходимо решать без промедления. В противном случае предприятие в Стерлитамаке остановится, а два других профильных - в Березниках и в Крыму - не смогут увеличить объемы производства, чтобы обеспечить потребителей в силу своей маломощности. Тогда России придется завозить соду из-за рубежа, что означает потерю позиций в импортозамещении. Останутся без работы и около четырех тысяч человек.
Перспектива более чем реальная, однако, по словам Марины Бортовой, "БСК" заинтересована в сохранении производства и рабочих мест и уверена: правильное решение проблемы будет найдено.
Считается, что найденные на Торатау ископаемые останки древних микроорганизмов будут утеряны, если отдать гору в разработку. Теоретически такой риск возможен, но если обратиться к практике, она показывает обратное. В Стерлитамаке есть Музей камня, экспонатами которого стали остатки древних организмов, населявших морской бассейн много миллионов лет назад.
Названия мало что скажут обывателям, но для ученых-палеонтологов они звучат, как песня: палеоаплизины, кораллы, губки, мшанки, криноидеи, фузулиниды, брахиоподы, наутилоидеи, аммониты. Их обнаружили при разработке шихана Шахтау. Основу экспозиции составила коллекция, собранная участковым геологом Иваном Скуиным. Сегодня в экспозиции и запасниках музея свыше трех тысяч экспонатов. И их становится все больше. Недавно в карьере нашли древний аммонит Проперринитес. Это настоящее открытие, потому что прежде его не встречали в восточном полушарии Земли. Не менее важной находкой стал новый вид циклид, названный в честь Ивана Скуина.
Эти окаменелости древних животных, которые строили риф и жили на нем 14 миллионов лет назад, по словам директора Музея камня Марины Коротковой, не попались бы на глаза археологам, если бы не разработка шихана, так как организация полноценной экспедиции - дело затратное.
- К нам приезжают ученые со всего мира, чтобы использовать богатый материал рифогенных известняков в своих научных исследованиях. К этой коллекции они обратятся еще не раз, ведь она содержит ценнейший материал, которого нет больше нигде в мире, - отметила Марина Короткова.