Концепцию придумала мама двоих детей Лариса Петракова. Миниатюрная девушка недавно увлеклась модной за рубежом философией Zero Waste (ноль отходов). "Фишка" в том, чтобы не оставлять после себя лишнего мусора. Да и вообще не потреблять излишков. Допустим, купил полкило гречки. Сварил стаканчик - и забыл про оставшуюся крупу. В итоге она портится, часть пакета приходится выбрасывать. Столь же захламляют шкафы разные специи. Так и пришла мысль продавать развесные товары без упаковки. "Весовые продукты есть во многих магазинах, - поделилась наблюдениями Лариса. - Где-то можно приобрести мясо, где-то - овощи. Но есть немало продукции, которую продают только в упаковке. Я решила это исправить".
Как-то раз Лариса с детьми гуляла около "Крокуса" и увидела модерновый павильон. Вот бы тут открыть магазин! "Зашла спросить, сколько стоит аренда, - вспоминает бизнес-мама. - Хозяева заинтересовались моей идеей. Поняли: стартап, денег особых нет. Предложили льготные условия..." Подобрали небольшое помещение на втором этаже, установили стеллажи и емкости. Дальше начался подбор товаров. Ларисе удалось найти поставщиков, которые делают многоразовые подгузники. Наши-то мамы и бабушки все это "проходили", а для современных семей это что-то новое. "Стирать, конечно, хлопотно, - говорит хозяйка магазина. - Зато кожа малыша в таком подгузнике дышит. Да и экономия отличная". Кстати, и женские гигиенические средства в магазине Ларисы - тоже многоразовые. Как и стаканчики для чая/кофе. И трубочки металлические - сейчас это понемногу входит в моду.
Основа ассортимента безотходного магазина - крупы, орехи, специи, масла, сухофрукты. Цены удивляют, все расписано до копеек, словно в СССР вернулся. Мускатный орех - 12 руб. 75 коп., паприка - 3 руб. 25 коп., мак - 4 руб. 50 коп. Правда, это за 10 граммов. Все рассортировано по баночкам, покупатели сами определяют на глаз, сколько нужно того или иного продукта. Есть люди, которые приходят за 200 граммами гречки и таким же количеством чечевицы. Чуть ли не на неделю хватит, а уложились в "полтинник". "Очень хотелось бы, чтоб такие магазины были около дома, - поделилась мечтой Лариса. - А то ведь мы почти в Красногорске находимся, не всем удобно. Но у нас уже достаточно постоянных покупателей".
Эксперты, опрошенные "РГ", высказываются о перспективах таких магазинов анонимно и осторожно. Главную трудность они видят в том, что расширить ассортимент будет крайне непросто. Неизвестно, как на разливные и развесные продукты с коротким сроком годности отреагирует тот же Роспотребнадзор. "Если такой магазин и будет приносить прибыль, то небольшую, и то - через несколько лет, - считает сама создатель стартапа. - Главное сейчас, приучить людей к жизни с минимумом отходов".
Тем не менее, как удалось выяснить "РГ", магазины с такой же моделью открылись еще в нескольких городах России: в Бийске, Тюмени, Санкт-Петербурге. Но пока подобные бизнес-проекты все равно остаются единичными. Тем не менее, даже крупные торговые сети постепенно переходят на экологичные принципы. Члены Ассоциации компаний розничной торговли уже всерьез задумались об отказе от пластиковых упаковок. Во многих сетях пакеты уже сейчас стали платными, и это частично стимулирует народ приходить со своими тележками и авоськами. Также в сетях зачастую предлагают покупать бумажные пакеты и спрос на них довольно высок.
В центре Москвы открылся магазин, где все продают без упаковки