Но вопрос: а что ищут молодые режиссеры? - гораздо интереснее. Жанровое кино, разумеется, рулит. В этом смысле первая картина Кирилла Соколова, физика по первому образованию, плюс выпускника ВГИКа (мастерская Хотиненко), снявшего фильм под эпатирующим названием "Папа, сдохни", образцово-показательная.
Сделанный по лекалам старика Тарантино, фильм, конечно, доводит до откровенной пародийности сюжет внутрисемейной и внутрицеховой разборки в семье простого опера. Задействована вся артиллерия "Криминального чтива" (не без вариаций, конечно), а также и молоток, и дрель, и канцелярский ножик, не говоря уж о двустволках и обычном браунинге. И все из-за коварства наследницы. Просто не опер, а король Лир - без шута и с одной дочуркой. Но до блеска папы-Тарантино все же его последователям пока далеко.
Несколько неожиданнее другой поворот в поисках жанрового кино - в сторону почти ремейков фильмов оттепели. В конкурсной программе есть пара фильмов, которые пробуют вступить в одну и ту же кинематографическую реку 1960-х. Это "У ангела ангина" Оксаны Карас (по повести Вадима Шефнера "Сестра печали") и "Почти среда" Елизаветы Королевой.
Строго говоря, это не ремейки, а попытка подхватить лирическую интонацию фильмов 1960-х годов Марлена Хуциева и Михаила Калика, Григория Чухрая и Отара Иоселиани, спеть их песню своим голосом. Но даже в удачном варианте, которым можно счесть фильм Оксаны Карас, где задействован блистательный актерский состав (в том числе и молодые артисты из мастерской Дмитрия Брусникина), эти картины оставляют оттенок недоумения. Словно вы присутствуете при качественном исполнении песни под караоке.
Для режиссеров 1960-х обращение к теме трагедии войны было диалогом с отцами, которые ушли и почти все полегли на полях войны. Это был диалог очень личный, мучительный, полный боли, любви и надежды. Беря лирическую повесть Вадима Шефнера о первой любви, Оксана Карас идеально стилизует фильм под молодого Хуциева и Калика. Но в отличие от фильмов 1960-х, этот фильм не пытается прорвать завесу времен, а скорее фиксирует ее, превращая в плотное полотно, украшенное традиционным орнаментом.
Наконец, если говорить о поисках в области жанрового кино, есть еще любимый, но и самый сложный в исполнении жанр комедии. И тут, похоже, у Бориса Гуца, который привез на фестиваль свой второй фильм "Фагот", особых конкурентов нет. Отнюдь не только потому, что "Фагот" снят за четыре (!) дня на смартфон.
Выборг тут не отстает от Берлинале, где в этом году был представлен фильм Содерберга, тоже снятый мобильником. Технологические чудеса в данном случае работают не только на бюджет, но и на сюжет. Среда обитания героев, кроме машины, спальни и кухни типовых многоэтажек, которые послужили и декорациями и местом действия, еще и соцсети. А какая же жизнь в Facebook без смартфона?
История укладывается в жанр "скверного анекдота", но не столько в духе Достоевского, сколько Антоши Чехонте. Герой, желая расстаться с девушкой, не придумывает ничего лучшего, как соврать о своей ориентации (простите за спойлер). В результате, дома его встречают мама и сестра "с изменившимися лицами". Чуть ли не единственным персонажем, который не меняет отношения к нему, оказывается голосовая помощница Siri. Снятый на крупных планах, гротескно яркий, с блистательными диалогами, этот фильм впечатляет узнаваемостью повседневности.
Анастасия Гусенцова: Главное - не забыть отключить звук
Содерберг на Берлинале представил триллер "Не в себе", снятый на мобильный телефон. Когда вы снимали на iPhone, вы знали уже об этом?
Анастасия Гусенцова, продюсер фильма "Фагот": Мы узнали о съемках Содерберга, когда наша картина была уже на этапе постпродакшна. В Европе, Америке снимают на мобильники, часть фильма или целиком. В России принято снимать на большие камеры - "классически". Но и на iPhone может получиться картинка абсолютно киношной.
Это был 8-й iPhone?
Анастасия Гусенцова: iPhone 7+. При желании к смартфону можно прикрутить линзы, объективы: и широкоугольный объектив, и "рыбий глаз" - сегодня вариантов на рынке множество, есть все, что хочешь для души и работы. Но мы не использовали линзы - только сам смартфон и киношный свет.
Были ли ограничения, которые iPhone накладывал?
Анастасия Гусенцова: Наоборот, у нас были ограничения, с которыми только iPhone мог справиться. Мы хотели снимать историю от первого лица, нам нужна была суперлегкая камера. Съемок пейзажа и дальних планов не предполагалось. Мы шли именно от задачи. Хотели камеру, с которой будет удобно ходить, и где сразу видно изображение. Единственное, нужно было не забыть поставить телефон на авиарежим, чтобы не звонил во время съемок.
Сколько дней были съемки?
Анастасия Гусенцова: Четыре дня.
Оператора долго пришлось уговаривать?
Анастасия Гусенцова: У нас оператором была Дарья Лихачева. На самом деле не все операторы готовы снимать на смартфон: "Что? На телефон?! Я работаю с большими камерами, а вы тут…". Но Даша любит экспериментировать. Для нее это был вызов, новый опыт. И сняла здорово - на постпродакшне даже пришлось немного "ухудшать" видео. Дарья будет работать и на третьем нашем фильме. Это тоже кино Бориса Гуца.
Юлия Ауг: Разговор с режиссером начинается со сценария
На фестивале в Выборге представлено три фильма с участием Юлии Ауг: "В Кейптаунском порту" Александра Велединского, "У ангела ангина" Оксаны Карас, "Фагот" Бориса Гуца.
Вы, известная актриса, согласились участвовать в фильме молодого режиссера, который снимался на iPhone. Не смущало это?
Юлия Ауг: Любой разговор с режиссером, молодым или маститым, начинается с того, что прошу прислать сценарий. Этот сценарий был мне интересен. Да и Бориса я знаю с тех пор, как он снимал клипы для группы "25/17".
У вас не было соблазна сделать свою героиню характерным комедийным типажом? Мама, которая лезет в фейсбук, чтобы посмотреть страничку девушки сына, и затем начинает упрекать сына за то, что там написано, - это кунштюк комедии положений эпохи соцсетей.
Юлия Ауг: Мне кажется, что моя героиня и так вполне комедийная. Добавлять в качестве краски персонажу еще и характерность и жанровость - уже перебор будет.
В фильме "В Кейптаунском порту" Александра Велединского у вас же совсем эпизодическая роль?
Юлия Ауг: Даже сложно назвать это участием в фильме. Мы дружим с Сашей Велединским. Он позвонил: "Мне нужна очень красивая жена генерала. Посидишь с Юрой Кузнецовым в зале?". Я говорю: "Ну, посижу, Саша". Вот и все. Хотя Саша говорит, что без меня не было бы той драматургии, которая ему нужна. Когда я начинаю работать с ролью и персонажем, я будто надеваю на себя чужую кожу. Мне иногда кажется, что на химическом уровне меняется состав крови.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"