15.08.2018 12:29
Культура

В Петербурге рабочий при капремонте просверлил ангела

При капремонте страдают исторические здания
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Санкт-Петербург: №178 (7641)
В Петербурге новый архитектурный скандал. Устанавливая водосточную трубу на фасаде дома по Ропшинской, 1, рабочий просверлил дрелью барельеф ангела. Сейчас за рабочего краснеют в жилкомсервисе и в фонде капремонта, а чтобы перевесить трубу на новое место, потребовалось вмешательство районной администрации, двух комитетов Смольного и аппарата вице-губернатора.
Читать на сайте RG.RU

В жилкомсервисе №2 уже устали от звонков журналистов и градозащитников. Оператор рефреном повторяет, что цели уничтожить ангела ни у кого не было. Просто в рамках программы капремонта в 2018 году на фасаде дома должны были обновить водосточную трубу. То же самое говорят и в фонде капремонта. И, собственно, никто бы не заметил, что барельеф ангела оказался скрыт за трубой, если бы мимо дома не проходила студентка академии имени Штиглица. Девушка сняла на видео, как рабочий сверлит ангела, и выложила запись в соцсети.

В Петербурге представили уникальную "фарфоровую армию"

Если бы девушка прошла в другое время или вовсе не заметила рабочего с дрелью, то всей этой истории бы не было. Именно поэтому запись вызвала эффект разорвавшейся бомбы: уж слишком естественно и буднично выглядит уничтожение исторического наследия Петербурга.

В комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников "РГ" сообщили, что сам дом по Ропшинской, 1 не имеет охранного статуса. Поэтому нет оснований для применения мер административного реагирования. Но в то же время в комитете признают: нарушение имело место.

У этих домов нет никакого особого охранного статуса, в законе лишь прописано, что их нельзя сносить и менять их внешний облик. Собственно, попытка завесить ангела водосточной трубой с натяжкой может считаться попыткой изменить внешний облик здания. А может и не считаться, тут уже как результаты проверки сложатся: сейчас в этой истории разбирается город-ская прокуратура.

Ситуация многогранная. С одной стороны, жильцы дома и краеведы прекрасно знают, что здание красивое и необычное. С другой - в технико-экономическом паспорте дома указано лишь, что это здание 1905 года постройки, не прошедшее капитального ремонта. Однако по факту сам дом имеет двойной адрес, с одной стороны он выходит на Ропшинскую, с другой - на Большой проспект Петроградской стороны. И ангелы находятся именно со стороны проспекта. Однако в технико-экономическом паспорте дома описана лишь та часть дома, которая относится к улице Ропшинской. То есть в технико-экономическом паспорте декоративные элементы дома не описаны. А все строительные и ремонтные работы оцениваются именно исходя из этого документа. Но перед началом капремонта дом должны были обследовать, чтобы составить перечень работ, и здесь не заметить ангелов на фасаде просто невозможно.

Задержаны вандалы, установившие мангал на "Медном Всаднике"

Ольга Карпакова, генеральный директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга, подчеркивает: на Ропшинской проводились не реставрационные, а строительные работы. Конечно, при наличии чертежей и понимании технологий можно реконструировать не только детали, но и здание полностью. Но пока к реставраторам с этим вопросом никто не обращался.

Сейчас же судьба ангела на Ропшинской не решена. Хотя трубу и перевесили, сам барельеф остался с просверленным животом. Но после этого случая в Петроградском районе города собираются проверить все исторические здания на предмет сохранения декоративных элементов. Эксперты полагают: в таком мониторинге нуждаются старинные здания по всему городу, ведь исторические объекты есть во всех районах, везде их ремонтируют, и нет никаких гарантий того, что после окончания работ здания сохранят весь свой декор.

Мнение

Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников:

- В Петербурге каждому, кто работает на ремонте фасадов, должно быть известно, что есть элементы, которые не нужно сверлить. Понять, что делать в ангеле дырку нельзя, согласитесь, не так уж и сложно. Во-вторых, рабочие должны иметь четкие инструкции, как поступить в случае, если на их объекте оказывается декоративный элемент, куда звонить, как продолжать работы. В данном случае никакого алгоритма, судя по всему, не было. Чтобы таких ситуаций более не возникало, я считаю, что нужно дополнить городской закон о границах зон охраны, где прописывается сохранение исторических зданий, не являющихся объектами культурного наследия. В этом нормативном акте должен появиться пункт о том, что при проведении ремонтных работ необходимо сохранять исторический декор.

Архитектура Санкт-Петербург Северо-Запад