16.08.2018 12:35
Общество

На Дону 84-летнему пенсионеру не выдали ветеранское удостоверение

Ветеран войны не может получить удостоверение, подтверждающее его статус
Текст:  Лариса Ионова
Российская газета - Неделя - Юг России: №180 (7643)
84-летний Александр Васильевич Жмак живет в удобной и просторной квартире вместе с женой. Но его дни омрачены изматывающей тяжбой с органами соцзащиты: пенсию ему начисляют с добавкой как ветерану войны, а в выдаче удостоверения отказывают. Дескать, нет трудовой книжки - подтверждения из архива деревни в Сибири, где он работал.
Читать на сайте RG.RU

В 1992 году глава страны подписал указ, согласно которому дети войны, родившиеся до 31 декабря 1931 года, могут не подтверждать свой трудовой стаж. Жмак родился в январе 1931-го, то есть это как раз его страховой случай. Из обширной папки он достает заверенные свидетельские показания односельчан. Но чиновники не хотят его слышать и глядят сквозь него.

Как живут бездомные в Доме трудолюбия "Ной"

В июне 1941 года Александру Жмаку было десять с половиной лет. Жил он с родителями и маленькими братьями и сестрами в глухом селе Ефремкино Ширинского района Хакасии. О начале войны деревня узнала по сарафанному радио - другого здесь не водилось. В 1942-м от крупозного воспаления легких умерла надорвавшаяся мать. Дети выживали как могли: собирали урожай, сеяли и пахали, пасли скот.

- В 2012 году я случайно узнал, что ежемесячно к моей трудовой пенсии доплачивается 436 рублей 15 копеек как труженику тыла, - рассказывает Жмак. - А труженики тыла у нас приравнены к ветеранам войны. Я обратился в администрацию района с вопросом, почему мне выплачивают деньги как ветерану войны, но не выдают соответствующее удостоверение. Мне прислали ответ, что для его получения нужно предоставить трудовую книжку или справку, подтверждающую факт работы в тылу не менее шести месяцев.

Трудовой книжки тех лет у Жмака не было. Не мог он предоставить и справку, поскольку дети войны трудились в совхозе неофициально. Да и самой деревеньки Ефремкино уже нет. Лет пятнадцать назад Александр Васильевич ездил на могилу матери - от села не осталось и следа.

После этого ветеран обратился в управление Пенсионного фонда Багаевского района, где тогда жил. Там ему показали копию указа президента от 10 декабря 1993 года, в котором написано: "В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны, дающего право на получение пенсии, учитывая, что в этот период к труду привлекались несовершеннолетние граждане, работа которых не всегда документально оформлялась... постановляю повышение пенсии гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно производить без истребования доказательств времени работы".

Публикация "РГ" сдвинула с места дело русских переселенцев из Литвы

Пенсионный фонд выдал Жмаку справку о том, что надбавка к трудовой пенсии - 50 процентов минимального размера пенсии по старости ему выплачивается в соответствии с этим указом. За удостоверением ветерана ему предложили обратиться в управление социальной защиты. Он так и сделал, подав заявление в феврале 2015 года на имя начальника управления Багаевского района. Спустя три недели получил ответ: "Выдать удостоверение ветерана невозможно, так как ваш стаж в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в настоящее время документально не подтвержден".

Ветеран настоял, чтобы ПФР Багаевки сделал запрос в пенсионный фонд Хакасии для получения справки о стаже. Однако архивный отдел далекой республики сообщил, что документы совхоза "Коммунаровского" поступили на хранение только с 1947 года, так что военные следы не сохранились.

За беготней и нервотрепкой здоровье ухудшалось. Жмака разбил инсульт. Едва поднявшись на ноги, пожилой человек уже готов был прекратить поиски справедливости, но потребовалось специализированное лечение в больнице. И вот тут бы очень пригодилось удостоверение ветерана войны. Но его у Александра Васильевича так и нет.

Комментарий

Владислав Махмудов, адвокат:

- Ситуация более чем странная. Бюджетные деньги для выплаты надбавки к пенсии человеку перечисляются, тем самым признается факт, что он имеет статус ветерана войны, и в то же время бумажку выдать не могут. Формально чиновники считают себя правыми, ссылаясь на отсутствие сведений о военном периоде жизни Жмака. Но все знают, что в то время в колхозах существовала "палочная" система - в табелях ставили палочки-трудодни, и больше никакой отчетности... И именно поэтому в указе президента четко прописано, что люди, родившиеся до 31 декабря 1931 года, не должны доказывать факт своей работы в годы войны. В указе написано, что это "для начисления пенсии", но не исключается и выдача документа, в данном случае удостоверения ветерана войны. Есть масса примеров в других регионах, когда в подобных случаях суды становились на сторону тружеников тыла, без лишних доказательств обязывая власти выдавать им удостоверения.

Справка "РГ"

Согласно ст. 2 ФЗ №5 "О ветеранах", ветеранами Великой Отечественной войны могут быть признаны и другие категории граждан: Жители блокадного Ленинграда, имеющие медаль "За оборону Ленинграда" и почетный знак "Жителю блокадного Ленинграда". Лица, имеющие не менее полугода трудового стажа во время войны, за исключением периодов оккупации. Люди, участвующие в организации оборонительных сооружений, включая линию ПВО и пути сообщения.Граждане, интернированные в начале военных действий. Лица, принимающие участие в разминировании. Человек, принадлежащий хотя бы к одной из перечисленных групп, вправе обратиться в соответствующий орган и получить удостоверение ветерана.

Соцзащита Ростовская область Юг России