Как выяснилось, сначала представители Челябинского отделения Сбербанка заключили с семьей соглашение об урегулировании ситуации с задолженностью, которое устроило обе стороны. По нему ипотечная квартира в поселке Дубровка остается в собственности детей. А их отец и опекун Алексей Березин должен выплатить долг по предложенной банком схеме.
- Руководство Сбербанка с пониманием отнеслось к сложившейся ситуации в семье Березиных, - сообщила по итогам встречи с представителями банка региональный уполномоченный по правам человека Маргарита Павлова. - Все необходимые формальности будут урегулированы в рамках закона.
Урегулирование состоялось уже вечером - в Челябинском областном cуде, где рассмотрели апелляционную жалобу Алексея Березина на решение Красноармейского районного суда, который по требованию банка признал несовершеннолетних детей должниками и обратил взыскание на их жилье.
Как сообщила представитель областного суда Наталья Прохорова, решение суда первой инстанции частично отменено и изменено. Причем, на сей раз суд детально рассмотрел ипотечное дело и сильно умерил претензии банка
- По итогам разбирательства суд принял решение об отказе в удовлетворении требований банка о взыскании неустойки, расторжении кредитного договора и обращении взыскания на жилье, - пояснила Прохорова. - Размер основного долга снижен в десятки раз - до 7,7 тысячи рублей.
Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", первоначально банк выставил семье счет на 940 тысяч рублей и Красноармейский суд признал его законным.
- Это случилось из-за правовой и финансовой неграмотности отца семейства Алексея Березина, который после смерти супруги оказался в трудной ситуации и остался со своей бедой один на один, - пояснил взявшийся представлять интересы семьи, руководитель движения "Стоп! Колектор!" Вячеслав Курилин. - Он не только не попытался оспорить в суде размеры задолженности, но даже не присутствовал при рассмотрении дела, где мог бы дать свои пояснения. А не услышав возражений, суд принял сторону банка. И к сожалению, эта ситуация далеко не уникальна.
В апелляцию семья Березиных представила информацию о частичном погашении долга за счет материнского капитала (в размере 408 тысяч рублей), данные о реальной стоимости спорной квартиры (700 тысяч рублей). И все это, конечно, получило отражение в судебном решении.
Как уже сообщала "РГ", с сыновьями Алексей Березин воссоединился после смерти бывшей жены, с которой с 2009 года находился в разводе. В 2013 году женщина взяла ипотеку на квартиру, в 2015 году она скончалась, а дети вступили в права наследования.
Заложниками этого наследства семья очень скоро и оказалась. Зарплаты охранника Алексею хватало только на еду и одежду для детей. Долги по ипотеке росли, и подождав обещанных платежей три года, банк подал на должников в суд.
Если бы не живое участие земляков, выступивших на защиту семьи и даже организовавших сбор средств на погашение ее долга, выселение вполне могло стать реальностью.