Для города и окрестностей эта дорога, прямо скажем, не имеет большого социального или экономического значения: она ведет к промзоне, где работают мелкие компании, а еще с нее есть поворот на несколько поселков, например, Курьи, Боровки, Новопышминское. К тому же при необходимости мост можно объехать через соседний город Богданович, правда, сделав крюк километров в 50.
В последнее время многие так и делали, поскольку и дорога, и путепровод, построенный еще в 1976 году, износились. А потом мост и вовсе закрыли на ремонт.
В июне этого года проезд открыли, но на новых условиях: легковушки, общественный транспорт и спецслужбы едут бесплатно, а за транзитные грузовики приходится раскошеливаться. Такие условия выдвинула частная компания, которой принадлежат и мост, и дорога, и расположенная вблизи промзона, и градообразующее предприятие Сухого Лога. Она, к слову, исключила из числа плательщиков также покупателей своей продукции.
"Путепровод был построен для нужд завода и всегда находился в собственности предприятия, которое все годы за счет своих средств поддерживало его в надлежащем техническом состоянии", - пояснили в компании.
В капитальный ремонт моста было вложено более 35 миллионов рублей: заменили опорные части путепровода, уложили новое дорожное покрытие, тротуарные блоки, установили отбойные ограждения. При этом все затраты взяли на себя предприятие и его акционеры.
"До ввода платного проезда по путепроводу ежедневно шло более ста грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, что создавало существенную нагрузку на несущие конструкции и дорожные сети. Эти большегрузы не имеют отношения к предприятию, осуществляют коммерческие грузовые перевозки в интересах третьих лиц и не принимают никакого участия в расходах на содержание путепровода и дорожной сети, - сообщили на заводе. - Поэтому для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонны введен платный проезд по путепроводу. Все собранные средства будут направлены на покрытие расходов предприятия на ремонт путепровода. Как только необходимая сумма будет собрана, проезд снова станет бесплатным для всех категорий транспорта".
Грубый арифметический расчет показывает, что кассир и шлагбаум ежедневно будут приносить порядка 75 тысяч рублей, если, конечно, транзитный поток не пойдет в объезд. Такими темпами ремонт может "отбиться" меньше чем через полтора года. Однако новшество вызвало резкую негативную реакцию - от многочисленных постов на тему "я тоже хочу приватизировать метр государственной границы" в социальных сетях до жалоб во все инстанции.
- В администрацию городского округа пожаловались предприниматели, работающие на промплощадке, а также единственное расположенное там муниципальное предприятие "Горкомсети", - рассказала пресс-секретарь Сухого Лога Людмила Абрамова. - По сути, там ездят грузовые машины только этих компаний, потому что, например, магазины доставляют свою продукцию в соседние деревни по другой дороге. И, поскольку мост никогда не был муниципальной собственностью, им порекомендовали обратиться в прокуратуру, что они и сделали.
На днях надзорное ведомство дало ответ: плата за проезд установлена законно.
- В статье 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" прописано, что к частным автодорогам общего пользования относятся дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств. Решение об использовании автодороги или ее участка на платной основе принимается собственником, - говорит помощник прокурора Свердловской области Анастасия Мануйлова.
Она уточнила, что прямо во время проведения прокурорской проверки завод освободил от платы за проезд транспорт муниципального предприятия - тех самых "Горкомсетей".
- В России подобная практика уже сложилась, наиболее известны участки федеральных трасс "Беларусь", "Украина", "Дон", "Москва-Санкт-Петербург". Платным является также центральный мост через реку Обь в Новосибирске, - комментирует руководитель научно-образовательного и консалтингового центра "Логистика и управление цепями поставок" Виталий Дербеденев. - Однако не нужно бояться этого процесса. Обычно решение о платном проезде по участкам автомобильных дорог принимается только в случае либо нового строительства, либо серьезной реконструкции дороги за частные деньги. При этом нужно понимать, что без вложений частных средств участок дороги вообще был бы недоступен для использования, поскольку у государства денег на строительство дорог не хватает. Ну а организация, вложившая свои средства в строительство либо реконструкцию участка дороги, должна каким-то образом окупать инвестиции.
Адвокат Мария Истомина отмечает: как правило, дорога не передается в частную собственность инвестора, ее построившего, более распространен опыт дорожного строительства за счет объединения частных инвестиций и государственных средств путем заключения концессионных соглашений.
- В этом случае стоимость проезда определяется совместно инвестором и государством. Такая практика будет иметь распространение и в будущем, так как объединение частного и государственного капиталов в сфере дорожного строительства является выгодным для инвесторов, - считает Истомина.
Именно по этой схеме предполагалось строительство и дальнейшая эксплуатация третьего полукольца ЕКАД. Впервые разговоры об этом начались еще в 2010 году, тогда эксперты подтвердили экономическую целесообразность платных автодорог как для инвесторов, так и для государства. В 2016 году компания-проектировщик на своем сайте провела опрос, чтобы выяснить, какую сумму готовы отдать автомобилисты за проезд по платной дороге "с учетом высокого качества дорожного покрытия, со скоростью движения 90 километров в час и более, отсутствия "узких мест" и препятствий движению". Однако вскоре идея заглохла, а с появлением системы взимания платы с грузовиков "Платон" и вовсе ушла с повестки дня.