Четыре утра - первый пошел
Пунктуальности электротранспорта удивляются в основном гости Нижнего Тагила - местные жители давно к этому привыкли. До такой степени, что даже ворчат: "Трамвай должен был оказаться на остановке "Спортивная" в 9.56, я вышла и увидела только "хвост", когда закончится этот беспредел?" - жалуется пассажирка на сайте муниципального транспортного предприятия. Оказывается, вагон ушел всего минутой раньше - в 9.55. Екатеринбуржцам бы такие проблемы…
Первая трамвайная линия в Нижнем Тагиле была пущена в 1937-м, а спустя три года вагоностроительный завод построил вторую - для перевозки своих рабочих. Позднее нитки объединили, но до сентября 2008-го трамваи были на содержании и города, и двух крупнейших его заводов. Десять последних лет эксплуатацией всех линий занимается МУП "Тагильский трамвай". Впрочем, до сих пор начало и окончание движения на нескольких направлениях привязано к заводским сменам: первые вагоны отправляются в путь затемно - в 3.57, а заканчивают работу глубокой ночью - в 1.30.
Необходимость сохранения четкого ритма рабочего города и есть главный секрет жизнестойкости местного электротранспорта. Другие слагаемые "трамвайного благополучия": внимание и поддержка городских властей, плановое обновление парка вагонов и даже такой нематериальный фактор, как "роль личности". По мнению горожан, бывший глава города Сергей Носов как главный стратег приложил немало усилий к реформированию умиравшего трамвая. Именно по инициативе мэра в 2013 году появилась программа развития электротранспорта, рассчитанная до 2024-го.
- Тогда решали, какое направление поддержать - автобусное или трамвайное, и выбрали последнее, - вспоминает главный специалист управления городского хозяйства и строительства администрации Нижнего Тагила Ольга Тушина.
По ее словам, экологическая обстановка в городе и без того сложная, увеличение количества автобусов еще больше бы ее усугубило. К тому же вагон вместительнее, чем салон автобуса, а пассажиропоток в Тагиле строго цикличен, в часы пик нужно перевезти много народу за небольшой промежуток времени.
- Почему не отдали коммерсантам? У МУПа выше ответственность и качество работы, что, собственно, и подтвердила жизнь, - резюмирует Тушина.
Работу начали без раскачки: за пять лет успели реконструировать девять тяговых подстанций и на 65 процентов обновить парк - в основном вагонами, изготовленными в Екатеринбурге (дочерней структурой нижнетагильского оборонного холдинга). При этом использовали два источника финансирования - городской и региональный бюджеты, вагоны брали в лизинг. Процесс обновления продолжается по сей день.
Подтолкнет и умный бот
Но для любой долговременной кампании важна не только стратегия, но и тактика. Непосредственный руководитель проекта директор МУП Игорь Темнов сделал ставку на дисциплину.
- Можно и нужно улучшать работу транспорта, изучать пассажиропоток и так далее, но пункт номер один - исполнение расписания, - считает он. - Я это понимаю как трамвайщик с 23-летним стажем. Максимально допустимое отклонение от графика (из-за погодных условий, например) составляет несколько минут. Главное - сделать правило законом и следить за его строгим исполнением. Здесь помогают пассажиры: скачивают онлайн-приложение "Трамвай на карте" или сервис "Умный бот" в "Телеграм" и контролируют прибытие вагонов. И чуть что не так - сразу сигнал на наш сайт.
Кстати, пассажиры не просто сообщают об опозданиях трамваев, но и вносят предложения о совершенствовании расписания. Например, молодые мамы с колясками специально ждут на остановках новые низкопольные вагоны (их в парке целых сорок) и просят чередовать их на линии с обычными. В борьбе за сокращение интервалов движения и комфорт пассажиров тагильские трамвайщики явно набирают очки. Результат зафиксирован - увеличение пассажиропотока. В 2017 году перевезено 10 миллионов 340 тысяч 315 человек - по сравнению с 2016-м на 346 тысяч пассажиров больше.
Поиск внутренних резервов продолжается. Например, идет борьба с вынужденными простоями на линии. Еще недавно из-за аварий или поломок автомобилей на путях трамвайщики теряли более 500 часов в год. Обратились за поддержкой в ГИБДД, и начальник ведомства дал команду подчиненным в случае аварий на рельсах "обслуживать" их в первую очередь. Результат - сокращение простоев вагонов в пять раз - до 100-120 часов в год. А за счет маневров с составами (в час пик пускают двухвагонные, в остальное время - одиночные) удалось добиться значительной экономии электроэнергии. Как говорится, курочка по зернышку…
Плюс один рубль
Трамвайное предприятие работает по муниципальному контракту. Действующий заключен в июне, рассчитан на полтора года, в течение которых МУП получит из городского бюджета 114 миллионов рублей. К тому же 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров…" позволяет компенсировать расходы транспортников при неполной загрузке рано утром или поздно вечером - конечно, количество таких рейсов на каждом маршруте строго фиксируется. Это шаг вперед, хотя он и не решает всех финансовых проблем предприятия. Чтобы остаться на плаву, трамвайщики вынуждены увеличивать цену проезда.
- С 1 июля нам пришлось поднять тариф на рубль - до 19 рублей. Но себестоимость все равно выше - 22-23 рубля, а если включить сюда затраты на амортизацию, то и все 26. Но такое повышение Региональная энергетическая комиссия вряд ли утвердит, - говорит Игорь Темнов.
Пассажиры, конечно, не в восторге, впрочем, более половины из них (57 процентов) - льготники. Пенсионеры и школьники могут приобрести специальные проездные и ездить за 11 рублей. Кураторы трамвая в мэрии говорят: главное - не потерять ни одного пассажира и привлечь новых. Помнят про закономерность: пассажиропоток растет с повышением качества обслуживания. При этом вводить новые длинные маршруты в городе не планируют, стоит задача сокращать интервал на действующих направлениях. Для этого в том числе собираются продолжить ремонт переездов, а также хотят обособить трамвайные пути, отделив их от проезжей части бордюрами.
В администрации Нижнего Тагила обсуждают возможность перехода на оплату проезда в трамвае при помощи транспортной карты. Финансово-кредитная организация предложила оснастить весь подвижной состав валидаторами и необходимым программным обеспечением.