Оказалось, что картина с региональными льготами по стране довольно пестрая.
По данным РЖД, которые компания предоставила "РГ - Неделе", практически все субъекты РФ, где есть пригородное железнодорожное сообщение, хоть в какой-то мере стараются предоставить льготы людям пожилого возраста, но только единицы решаются на 100-процентную компенсацию поездок из своих бюджетов. Кроме Москвы и Московской области бесплатный проезд пенсионерам в электричках обеспечен в Иркутской области, правда, только на время летних каникул, а с началом учебного года льготы "передаются" студентам и школьникам (для которых, как и для студентов, с сентября по май во всех регионах есть 50-процентная скидка).
Подавляющее большинство регионов (90 процентов) предоставляют скидку (обычно в размере 50 процентов от стоимости билета) ветеранам труда федерального и регионального значения с мая или даже с апреля по октябрь, то есть на время дачного сезона. Отдельные льготы для пенсионеров есть у 30 процентов субъектов РФ. Так, в Тульской области 50-процентная скидка на проезд в электричке положена людям старше 75 лет, в Коми рассчитывать на такую же льготу могут одинокие пенсионеры после 80 лет, в Курской области - те пенсионеры, которые как минимум 20 лет проработали именно в этой области. Во Владимирской области скидки за проезд составляют 40 процентов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 85 процентов.
В Челябинской области с мая до октября пенсионеры могут ездить по льготному (со скидкой 70 процентов) месячному абонементу, а те, кому абонемент не нужен, вынуждены покупать разовые билеты по полной стоимости. В Хабаровске компенсируют стоимость дороги на дачу на автобусе, электричке и теплоходе - но только 16 поездок в месяц. Для всех пенсионеров Новосибирской области действует льгота на проезд в городском общественном транспорте.
Субъекты РФ, а большинство из них дотационные, обязаны возмещать пригородным компаниям выпадающие доходы, говорит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ "ВШЭ" Илья Долматов. Но фактически проезд на электричках может являться льготным для всех пассажиров, поскольку стоимость билета во многих регионах значительно отстает от себестоимости перевозки: пригородный транспорт должен быть доступным, и при установлении тарифов власти учитывают платежеспособность населения региона. При этом, однако, они не всегда возмещают траты компаний на обслуживание поездов в полном объеме или идут на сокращение маршрутов, количества вагонов в электричках, отказываются от субсидирования пригородного сообщения в пользу автобусов. В Липецкой области, кстати, пенсионерам на период дачного сезона предоставляется бесплатный проезд на автобусах, курсирующих к садоводческим товариществам.
Дискуссия о том, чтобы были единые стандарты предоставления льгот, идут давно, но тогда на них придется тратить слишком много из федерального бюджета. "А сейчас региональные льготы - это деньги субъекта, - говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. - Страна большая, и регионы все разные".
Но и пенсионеры тоже разные, одни из них нуждаются в льготах больше, другие - меньше. И если денег на всех не хватает, может, лучше вводить адресные льготы? "Льготы следует предоставлять не всем сразу - по признаку определенного возраста или наличия пенсионной книжки, - сказал "РГ" председатель Хабаровской городской Думы Сергей Савков. - Важнее адресная помощь тем, кто в ней реально нуждается". "Адресность прописана в законе о государственной социальной помощи, - напоминает Сафонов. - Регион имеет право устанавливать критерии получения социальной помощи и размеры пособий. Но в некоторых субъектах не хватает денег даже на точечную помощь". В ряде регионов, по его словам, социальная нагрузка и так составляет до 80 процентов бюджетов.
Льготы и выплаты (прежде всего доплаты пенсионерам до прожиточного уровня и дотации на оплату ЖКХ) уже получают до 60 миллионов человек, и без перехода к адресности вряд ли можно рассчитывать на новые меры поддержки нуждающихся людей.