Напомним, что "Гоголь" задумывался изначально авторами - продюсерской компанией "Среда" и телеканалом ТВ-3 (тогда проект еще был на ТНТ, - прим. "РГ") - как эксперимент: и по содержанию, и в плане дистрибуции. Это первый сериал, который рискнули показывать сдвоенными сериями как кино в кинотеатрах, и, вопреки мнениям скептиков, собрали кассу (речь пока о первых двух частях, но в коммерческом успехе - третьей сомневаться причин нет). Разве что изначально планировалось сделать восемь серий (соответственно, четыре части), но в итоге серий осталось шесть, а частей - три.
Что касается содержания, дерзостью было взять реальную личность и наполнить ее новым смыслом, но и тут создатели вышли из положения с честью, показав, что такое возможно не только в зарубежном контенте, но и у нас. Сейчас можно много спорить о том, какая из частей киносериальной трилогии более или менее удачна (одним нравится "Гоголь. Начало", другим "Гоголь. Вий"), тщательно подмечать, что именно в фильмах позаимствовано у западных культовых сериалов мистического жанра, но все это будет лишь гарниром.
Главное блюдо - на столе. Эксперимент в российском кино и ТВ прошел удачно (правда, потрачено на это сил и денег было немало), и можно идти дальше.
Что пошло на пользу "Гоголю"? Сильный актерский состав. Для Александра Петрова - исполнителя главной роли - это, несомненно, одна из лучших работ, хотя бы потому, что эта роль кардинально отличается от его остальных. Из амплуа рубахи-парня с широченной улыбкой вырваться в образ страдающего писателя-гения не так уж и легко. Приятно удивил и Олег Меньшиков - впервые за последнее время в роли Якова Гуро он напомнил самого себя в "Покровских воротах": та же раскованность, остроумие, легкость, но теперь уже в исполнении человека зрелого и опытного. Создается впечатление, что он, играючи, мысленно насвистывает песенку "Я - гениальный сыщик", и озорство в его глазах - невероятно привлекательно. Евгений Стычкин в роли градоначальника смел, стремителен и элегантен, и ему очень точно удается передать, как далеко заходят в своих заблуждениях власть имущие, если хотят настоять на чем-то, в чем уверены только они одни. Женщины... Все они тут ведьмы, так или иначе связанные с нечистой силой. Возможно, авторы хотели передать, что вся мистика порождается женскими страданиями и их же коварством.
Кстати, об авторах... Это вторая составляющая успеха "Гоголя". Сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов фантазию свою не ограничивали - похоже, у писателя же и научились. Линии героев в картине самые непредсказуемые, что важно для любого детектива, даже если он мистический. Эта воля вольная в сюжетных виражах, видимо, дала толчок и режиссерской работе. Егор Баранов, благодаря Гоголю, продемонстрировал все свои возможности и перешел на новый уровень режиссера блокбастеров (хотя его "Фарца" показывала на ТВ также неплохие рейтинги). Но в следующий проект - сериал в жанре фэнтези "Аванпост" - Баранов влетает уже, можно сказать, с трамплина.
И, наконец, спецэффекты. Их много, не все стоит хвалить. Именно в них заимствования из зарубежного сериального контента более всего очевидны. Но какой благодатный материал! Создатели спецэффектов старались, пусть не всегда у них это выходило оригинально.
Про фильм "Гоголь. Страшная месть" можно сказать только хорошее. Конечно, он скорее оставит неравнодушной женскую аудиторию, чем мужскую - на это и рассчитан. К сожалению, общий уровень удавшегося в целом эксперимента в трех частях весьма принижает концовка. В ней, увы, создатели скатились в привычный для аудитории телеканалов юмор Comedy Club и российских картин, рассчитанных на быстрый коммерческий успех. При всем уважении к таланту актера Павла Деревянко (он появляется в весьма неожиданном, но многозначительном амплуа), который, кажется, может сыграть любые роли - от поручика Ржевского до Пушкина - концовка опускает сериал "Гоголь. Страшная месть" на более заурядную ступень. На ту, что уже, к счастью, перешагнули, которая осталась позади. Впрочем, зрителей, которые любят бездумно посмеяться, такой финал порадует. К тому же, в титрах звучит новая, специально написанная для сериала, песня Сергея Шнурова, а это значит, что сборы будут еще выше. Тех же, кто следит за развитием жанра сериалов в России, финал может огорчить. Юмор в хорроре и мистике - вещь тонкая, тут нужно знать меру. Стоило бы внимательнее вчитаться в Гоголя.
"Гоголь" - один из главных отечественных кассовых хитов последних лет. Два первых фильма франшизы в кинотеатрах России и СНГ посмотрели порядка 4 миллионов зрителей. "Гоголь" собрал в кинотеатрах около 1 миллиарда рублей и установил несколько кассовых рекордов. На VI церемонии вручения премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ) "Гоголь" был удостоен специального приза за вклад в развитие индустрии телевизионного кино с формулировкой "За успешный кинопрокат телесериала".
Кстати
На телевидении, на канале ТВ-3, фильм обещают показать перед Новым годом - в самое рейтинговое время. А в 2019-м году собираются в эфир канала поставить сериал "Гоголь", в который войдут первоначально обещанные восемь серий.