29.08.2018 16:07
Культура

В прокат выходит заключительная часть мистического сериала "Гоголь"

Текст:  Сусанна Альперина
Есть, по крайней мере, две причины, чтобы пойти в кино на фильм "Гоголь. Страшная Месть" (в прокате с 30 августа). Первая - узнать, кто же скрывается под маской Черного Всадника, вторая - понять, как оживет убитый в первой части герой Олега Меньшикова - сыщик Яков Гуро. Ответы на оба вопроса будут получены. Причем, если их охарактеризовать одним словом, это будет "неожиданно", что для сериала является несомненным плюсом.
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что "Гоголь" задумывался изначально авторами - продюсерской компанией "Среда" и телеканалом ТВ-3 (тогда проект еще был на ТНТ, - прим. "РГ") - как эксперимент: и по содержанию, и в плане дистрибуции. Это первый сериал, который рискнули показывать сдвоенными сериями как кино в кинотеатрах, и, вопреки мнениям скептиков, собрали кассу (речь пока о первых двух частях, но в коммерческом успехе - третьей сомневаться причин нет). Разве что изначально планировалось сделать восемь серий (соответственно, четыре части), но в итоге серий осталось шесть, а частей - три.

"Гоголь. Страшная месть": замогильный кинокомикс о русских писателях

Что касается содержания, дерзостью было взять реальную личность и наполнить ее новым смыслом, но и тут создатели вышли из положения с честью, показав, что такое возможно не только в зарубежном контенте, но и у нас. Сейчас можно много спорить о том, какая из частей киносериальной трилогии более или менее удачна (одним нравится "Гоголь. Начало", другим "Гоголь. Вий"), тщательно подмечать, что именно в фильмах позаимствовано у западных культовых сериалов мистического жанра, но все это будет лишь гарниром.

Главное блюдо - на столе. Эксперимент в российском кино и ТВ прошел удачно (правда, потрачено на это сил и денег было немало), и можно идти дальше.

Что пошло на пользу "Гоголю"? Сильный актерский состав. Для Александра Петрова - исполнителя главной роли - это, несомненно, одна из лучших работ, хотя бы потому, что эта роль кардинально отличается от его остальных. Из амплуа рубахи-парня с широченной улыбкой вырваться в образ страдающего писателя-гения не так уж и легко. Приятно удивил и Олег Меньшиков - впервые за последнее время в роли Якова Гуро он напомнил самого себя в "Покровских воротах": та же раскованность, остроумие, легкость, но теперь уже в исполнении человека зрелого и опытного. Создается впечатление, что он, играючи, мысленно насвистывает песенку "Я - гениальный сыщик", и озорство в его глазах - невероятно привлекательно. Евгений Стычкин в роли градоначальника смел, стремителен и элегантен, и ему очень точно удается передать, как далеко заходят в своих заблуждениях власть имущие, если хотят настоять на чем-то, в чем уверены только они одни. Женщины... Все они тут ведьмы, так или иначе связанные с нечистой силой. Возможно, авторы хотели передать, что вся мистика порождается женскими страданиями и их же коварством.

Кстати, об авторах... Это вторая составляющая успеха "Гоголя". Сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов фантазию свою не ограничивали - похоже, у писателя же и научились. Линии героев в картине самые непредсказуемые, что важно для любого детектива, даже если он мистический. Эта воля вольная в сюжетных виражах, видимо, дала толчок и режиссерской работе. Егор Баранов, благодаря Гоголю, продемонстрировал все свои возможности и перешел на новый уровень режиссера блокбастеров (хотя его "Фарца" показывала на ТВ также неплохие рейтинги). Но в следующий проект - сериал в жанре фэнтези "Аванпост" - Баранов влетает уже, можно сказать, с трамплина.

И, наконец, спецэффекты. Их много, не все стоит хвалить. Именно в них заимствования из зарубежного сериального контента более всего очевидны. Но какой благодатный материал! Создатели спецэффектов старались, пусть не всегда у них это выходило оригинально.

"Гоголь. Вий": к обмороку приготовиться

Про фильм "Гоголь. Страшная месть" можно сказать только хорошее. Конечно, он скорее оставит неравнодушной женскую аудиторию, чем мужскую - на это и рассчитан. К сожалению, общий уровень удавшегося в целом эксперимента в трех частях весьма принижает концовка. В ней, увы, создатели скатились в привычный для аудитории телеканалов юмор Comedy Club и российских картин, рассчитанных на быстрый коммерческий успех. При всем уважении к таланту актера Павла Деревянко (он появляется в весьма неожиданном, но многозначительном амплуа), который, кажется, может сыграть любые роли - от поручика Ржевского до Пушкина - концовка опускает сериал "Гоголь. Страшная месть" на более заурядную ступень. На ту, что уже, к счастью, перешагнули, которая осталась позади. Впрочем, зрителей, которые любят бездумно посмеяться, такой финал порадует. К тому же, в титрах звучит новая, специально написанная для сериала, песня Сергея Шнурова, а это значит, что сборы будут еще выше. Тех же, кто следит за развитием жанра сериалов в России, финал может огорчить. Юмор в хорроре и мистике - вещь тонкая, тут нужно знать меру. Стоило бы внимательнее вчитаться в Гоголя.

Между тем

"Гоголь" - один из главных отечественных кассовых хитов последних лет. Два первых фильма франшизы в кинотеатрах России и СНГ посмотрели порядка 4 миллионов зрителей. "Гоголь" собрал в кинотеатрах около 1 миллиарда рублей и установил несколько кассовых рекордов. На VI церемонии вручения премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ) "Гоголь" был удостоен специального приза за вклад в развитие индустрии телевизионного кино с формулировкой "За успешный кинопрокат телесериала".

Кстати

На телевидении, на канале ТВ-3, фильм обещают показать перед Новым годом - в самое рейтинговое время. А в 2019-м году собираются в эфир канала поставить сериал "Гоголь", в который войдут первоначально обещанные восемь серий.

Кадры из фильма "Гоголь. Начало"
Наше кино