05.04.2018 16:50
    Поделиться

    "Гоголь. Вий": к обмороку приготовиться


    Сериал "Гоголь", который показывают в кинотеатрах (что уже довольно странно) блоками по два эпизода, должен был закончиться еще в прошлом году. Но кто-то решил, что необходимо его растянуть на год - и второй блок, с подзаголовком "Вий", выходит спустя шесть с лишним месяцев после "Начала". Поэтому если за это время вы вдруг позабыли, что здесь вообще происходит и кто все эти люди, или вообще не видели первых серий, то извините.

    Волноваться, однако, не стоит. Вся важная информация укладывается в несколько предложений и изложена прямо здесь, строкой ниже.

    Николай Васильевич - экстрасенс, который часто падает в обморок. Он расследует преступления в Диканьке, где таинственный всадник с рогами, растущими из неожиданных мест, массово истребляет дивчин. Также Николай Васильевич крутит шашни с двумя особами: замужней и мертвой. И водит дружбу с кузнецом и врачом-алкоголиком. Был еще Олег Меньшиков в роли сыщика Якова Петровича Гуро, но он в этот раз на скамейке запасных.

    Формально "Гоголь" - детектив, но совершенно особого рода. В нем основные жанровые законы перемолоты в труху и слиты в унитаз: главный герой в своей деятельности опирается не на логику и умозаключения, а исключительно на собственные галлюцинации. Потерял сознание, увидел какой-то сверкающий цветочек (если это отсылка к "Цветку дьявола", то аплодируем стоя), очнулся и пошел тот цветочек искать. Вроде бы удобно, с одной стороны. С другой - смотря где очнешься.

    Чтобы окончательно прояснить все о нарративной составляющей фильма, рассмотрим последовательность действий вышеупомянутой мертвой барышни - обитающей в пруду красавицы Оксаны, в Гоголя влюбленной.

    Она является ему посреди леса. Привет, говорит. Помнишь, я как-то сказала, что у тебя есть суперспособности? Так вот, сейчас я буду тебя учить, как ими пользоваться. Хотя нет, не буду, у тебя же другая. И не приходи ко мне больше на пруд, а то утоплю.

    Гоголь все равно к ней приходит, но топят его какие-то другие подводные женщины, а Оксана вытаскивает на берег. Он ее просит: научи, чего ты как эта. Она соглашается. И бросает Гоголя обратно в пруд, откуда пару минут назад его вытащила, чтобы он посмотрел еще несколько познавательных галлюцинаций и узнал тайну своего рождения.

    То есть персонаж, заявленный как наставник протагониста (наподобие Оби-Вана в "Новой надежде"), свои функции исполнять отказывается. Чем ставит под сомнение наличие в своем существовании какого бы то ни было смысла. То же можно сказать и об остальных персонажах, большинство из которых болтаются в пространстве, как детишки в логове Пеннивайза, циркулируя вокруг припадочного литератора и иногда с ним сталкиваясь.

    "Гоголь", если кто до сих пор не понял, - вещь довольно придурковатая. Но - в хорошем смысле. Хаотичность событий компенсируется их частотой и маскируется плотной атмосферой доморощенной готичности. Иными словами, в кадре все черное и постоянно творится какая-то дичь. То Хома Брут с деревянным киберпротезом (!!!) продемонстрирует кунг-фу, то вместо водорослей на дне водоема человеческие руки вырастут, то голову кому-нибудь проткнут. Вий, опять же. Не то чтоб прямо на мировом уровне нарисован, но размерами и внешностью впечатляет.

    Как-то так и должно выглядеть кино, в котором человек, годами взиравший со стен школьных кабинетов на каждого жителя страны и оформивший в русской культуре жанр хоррора, встречается с плодами собственных трудов - весьма своеобразными. Как отменное взрослое развлечение - с обнаженной Таисией Вилковой (отдельное спасибо), обильной нелепой чертовщиной (включая левитирующие вареники), кровью и русским Волдемортом в шляпе. Даже из-за океана подобных веселостей почти не поставляется - непосредственный конкурент, мистический хоррор "Винчестер", например, просто смехотворен и глуп, как доска. А "Гоголь" тоже, может, не слишком умен, но удовольствие - и не самое постыдное - ценителям способен доставить.

    3.5

    Поделиться