02.09.2018 19:03
Культура

В Венеции показали "Суспирию" Луки Гуаданьини

В Венеции не на шутку развернулась войн полов
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (7658)
"Суспирию" в Венеции ждали с нетерпением и, кажется, многие не разочаровались: в рейтингах она на одном из первых мест. После проникновенного психологического этюда о гей-любви "Назови меня своим именем" режиссер Лука Гуаданьини вдруг метнулся к жанру ужастика - решил возродить впечатление от фильма Дарио Ардженто 1977 года.
Читать на сайте RG.RU

Ардженто - автор, как изящно формулируют критики, "маньеристских триллеров". Возможно, это и маньеризм - но, по-моему, вычурный, бездарный и скучный. Фабула его "Суспирии" связана с американкой, прилетевшей в дождливый Берлин учиться танцу, а балетная школа оказалась гнездом ведьм. Что в принципе так банально, что не тянет на полноценный сюжет. Не представляю, что в этой тягомотине могло увлечь юного Гуаданьино, но первые в жизни впечатления всегда самые яркие - и вот ему захотелось сделать ремейк "Суспирии" своего детства.

Конечно, Гуаданьино работает не топором, как маньерист, а резцом, и уже нет той аляповатости и обезоруживающей наивности. Нет психоделического саундтрека и анилиновых красок, обильно орошавших лица и тела актеров. Нет преподавательниц, похожих на надзирателей гестапо, нет докторов, похожих на садистов. Нет столь нарочитого нагнетания "страшных", но никуда не ведущих мотивов.

Фильм Косаковского переместил Венецию в эпицентр урагана

Но история от этого не становится осмысленнее. Говорят, Гуаданьино показал картину Квентину Тарантино - тот был в восторге. Актриса Хлое Грейс Моретц находит в фильме черты "современного Кубрика с его "Сиянием". Джессика Харпер, сыгравшая героиню в версии Ардженто, после просмотра ремейка заявила, что не видела более блестящего фильма ужасов. Сам же Гуаданьино подчеркивает, что это не просто ремейк, а его оммаж тому первому впечатлению, которое оставил оригинал.

Новая "Суспирия" создавалась уже во всеоружии опыта Кубрика (тут не только отзвуки "Сияния", но и большой эпизод, напоминающей оргию из "Широко закрытых глаз"); среди источников эстетики фильма автор называет и сумрачный стиль Фассбиндера. Берлин уже похож на Берлин, школа размещена в типично берлинской строго аскетичной архитектурной среде. В старом фильме мы с героиней шли к разгадке; теперь, когда сюжет знаком каждому, скрывать нечего, и фильм начинают со спойлера: нам сразу сообщат, что академия танца - гнездо ведьм. Это оставляет нам роль скучающего наблюдателя, хотя дьявол - в деталях.

Новая "Суспирия" создавалась уже во всеоружии опыта Кубрика

Деталей, цитат и аллюзий много, даже чересчур. Действие помещено в конкретный 1977-й год, в разделенный стеной Берлин. За окнами взрывают, телевизор тревожно бормочет о происках Красной армии Баадер-Майнхоф и захвате террористами лайнера "Люфтганзы"; улицы бушуют. Прямое действие поделено на шесть актов с эпилогом и отягощено побочными линиями, среди которых уж вовсе сторонняя история встречи престарелого психотерапевта Клемперера с женой, потерявшейся в бомбежках 43-го (роль жены - камео Джессики Харпер, звезды фильма Ардженто). Эта почти документально переданная среда совсем не стыкуется с неизбежной условностью любого хоррора, который всегда есть формальное упражнение в ужасном, откровенно утилитарная пугалка. Фантасмагорические сцены с раздиранием грудей и смакованием уродств рядом со стилистикой военной драмы выглядят диковато.

Появился трейлер и первые отзывы о новом фильме автора "Ла-Ла Ленда"

Самым большим сюрпризом стало то, что в контексте развернувшейся в Венеции войны полов фильм Гуаданьино - вольно или невольно - смотрится как страшная месть автора развязавшим эту войну феминисткам. Если у Ардженто ведьмы - тайная кучка заговорщиц, то у Гуаданьино ведьминское начало распространилось чуть ли не на весь обозримый женский род. Из смешанной балетной школы Академия танца стала сугубо девичьей, традиционные посиделки фриков-преподавательниц в ресторанчиках поданы как шабаш - гримасничающий, визгливый, омерзительный.

Мужское племя представлено только вышеупомянутым стариком психотерапевтом, которому больше всех достается мучений и унижений. Все остальные мужчины из сюжета изгнаны. Иными словами, откровенно антифеминистская "Суспирия" стала веским свидетельством того, какая половина человечества больше страдает от харрасмента.

Зато Гуаданьино заполнил лакуну, зияющую в фильме Ардженто: тот забыл про дело жизни героинь - танец, а Гуаданьино отвел танцевальному авангарду самое почетное место. Любопытно придумана сцена параллельных действ: в репетиционном зале Сьюзи (Дакота Джонсон) выкладывается в балетных конвульсиях, а в зеркальной ловушке, раздирая плоть в клочья, ее движения рифмует, вплоть до непременного членовредительства, униженная и оскорбленная русская танцовщица Ольга (Елена Фокина). Впрочем, центральная композиция, которая должна была стать одной из кульминаций фильма, придумана и выполнена совершенно беспомощно и смотрится неумелой пародией на стиль Пины Бауш.

Из актеров фильма можно отметить только всегда безупречную Тильду Суинтон, как никто, умеющую делать мертвые глаза. Она здесь в роли директрисы Академии мадам Блан, предводительницы команды безумных училок, каждая неповторима в своей колоритности.

Мировое кино