Использование технологии VR (виртуальной реальности) напрямую на объем продаж не влияет, но то, что потенциального покупателя волнует, как будет выглядеть его будущее жилье, невозможно оспорить. Так, по исследованию американской Coldwell Banker Real Estate, 62 процента покупателей предпочтут продавца недвижимости, предлагающего VR-туры, а 77 процентов покупателей хотели бы иметь возможность просмотреть VR-туры до посещения объекта недвижимости.
"VR можно отнести к эмоциональной истории, которая, скорее, увеличивает вероятность совершения сделки с конкретным застройщиком при относительно равных предложениях по цене от конкурентов, - говорит Олег Кельник, генеральный директор Planoplan (компания разрабатывает VR-решения для застройщиков). - Например, mobile-VR дает возможность "поиграть" с квартирой в кругу близких, что снова является эмоциональным поводом, и возможность виртуально "пожить" в квартире, которую еще не купил. Грамотная презентация квартиры в VR позволяет указать на плюсы и нивелировать минусы планировки, поскольку в слова легче поверить, видя предмет разговора".
Квартира в нашей стране является мечтой для подавляющей части населения, по усредненной статистике, ее покупают 1,2 раза в жизни, поэтому эмоциональная составляющая, которую дарит VR, крайне важна на этапе выбора. Семь из десяти покупателей квартир подтверждают, что 3D- и VR-контент помогают им обсуждать предложения с семьей и друзьями. Среди тех, кто видел панорамные туры при поиске жилья, доля достигла уже 79,3 процента.
"Оценивая влияние VR-технологий на продажи конкретно, можно говорить, что они стали частью комплексного подхода. Мы понимаем, что, по сути, клиент приобретает картинку и текстовое описание, а ему важно ощутить реальность своего приобретения. В свою очередь нам очень важно, чтобы человеку было комфортно и во время принятия решения, и после, когда он на протяжении некоторого времени находится в ожидании окончания стройки", - отмечает Михаил Бесфамильный, генеральный директор "Орсо Групп".
Хороший пример того, как VR влияет на продажи - реализация квартир-студий. "Мы понимаем, что это минимальный метраж, понимаем все потенциальные возражения покупателя, и единственное, что нам нужно, - показать, что тут можно жить. И здесь VR помогает снять многие опасения с помощью демонстрации, - отмечает Кельник. - Например, показать квартиру с мебелью и экономичным дизайном, трансформацию дивана в кровать или иную расстановку мебели".
В России опыт работы строительных компаний с мобильным и полномасштабным VR насчитывает почти пять лет. "Как правило, очки виртуальной реальности используют для моделирования внутренних помещений жилого комплекса, - рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании "Метриум". - Пока здание представляет собой бетонную коробку, в VR-очках можно во всех деталях и реальных масштабах воссоздать дизайн входных групп, межквартирных холлов, продемонстрировать реальные габариты квартир". Можно представить квартиру в разном цвете стен или текстиля, показать, как будет выглядеть жилье ночью или днем, спроецировать благоустройство прилегающих территорий, которые предусмотрены проектом. VR успешно заменяет шоу-румы (демонстрационные квартиры), строительство которых обходится дороже, а их эффективность - ниже.
Особенно часто VR используется для демонстрации различных вариантов отделки квартир. "Пока дом строится, покупатель может не просто выбирать квартиру, а еще и отделку к будущему жилью. У нас есть несколько заготовленных дизайн-проектов, которые клиент оценивает в формате виртуальной прогулки. Если ни один из них не подходит, клиент сам может выступить дизайнером и сделать проект своей квартиры", - поясняет Денис Заседателев, генеральный директор "Ленстройтреста". По его оценке, опция однозначно повышает уровень продукта для покупателей и добавляет 2-3 процента к статистике сделок.
При этом некоторые используют VR-презентацию как инструмент исключительно отдела продаж, не показывая 3D-планировки квартир на сайте ЖК. Если человек все-таки приходит в офис, он уже очень "теплый клиент", считает Тимур Касаев, директор по продажам и маркетингу девелоперской компании D54: "VR оказывает дополнительное эмоциональное воздействие. Наш самый эффективный сценарий: клиент дошел до офиса, ряд квартир его заинтересовал, и он колеблется между большой двушкой и трехкомнатной квартирой-студией. И тут мы предлагаем надеть виртуальные очки и попробовать пройтись по первому варианту и по второму. В таком сценарии VR-прогулка работает. Человек сразу же, не отходя от кассы, делает осознанный выбор. Ему не приходится брать паузу на "подумать". А значит, уменьшается риск, что нерешительный клиент уйдет к конкурентам".
VR-технологии в недвижимости давно и активно используют за рубежом, и тому есть несколько причин. Во-первых, это экономия времени покупателя. Ему достаточно надеть VR-шлем или очки дома, чтобы представить себя в новой квартире. Как рассказал Данило Лацманович, партнер Regency Project Management (Великобритания), на рынке недвижимости Лондона популярность VR как инструмента маркетинга недвижимости растет. "Инвесторы часто живут за тысячи миль от потенциально интересного объекта, и VR является чрезвычайно удобным инструментом для его просмотра. Использование VR в недвижимости уже оценивается в миллиард долларов, и, по прогнозу Goldman Sachs, VR-рынок утроится к 2020 году, - отмечает он. - Покупателям и арендаторам в Лондоне иногда трудно запланировать время на просмотр квартир, но, используя VR-технологию, клиенты могут не только просмотреть больше чем в среднем 5,8 объекта недвижимости, перед тем как найти объект для покупки, но и продавцы получают преимущество в увеличении количества просмотров своих квартир - без необходимости даже открытия дверей".
Но на этом отрасль не останавливается. Многие зарубежные компании разрабатывают различные VR-решения. Так, британская компания Matterport создает 3D-модели квартир, домов и офисов, тем самым предоставляя возможность покупателю отправиться в виртуальный тур, не выходя из дома. Еще один интересный пример - американский стартап roOomy. С его помощью можно обставить свою потенциальную квартиру (в каталоге приложения - более 100 000 предметов для дома от различных производителей), а потом "зайти" в нее с помощью технологий дополненной реальности от Google’sTango.