"В этот раз в пяти традиционных конкурсах (полнометражного игрового кино, короткометражного, документального фильма, телевизионных сериалов "ТВ-Шок" и фильмов для семейного и детского просмотра "Киномалышок") принимают участие страны Таможенного союза - Армения, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Россия", - комментировал смену курса председатель оргкомитета фестиваля продюсер Сергей Новожилов.
Всего на фестивале будет показано более 70 фильмов. "РГ" обсудила нововведения с куратором "Киношока" Александром Соломоновым, второй год формирующим основную программу фестиваля.
Возврат к кинопродукции таможенного союза повлиял на качество программ?
Александр Соломонов: Нам было важно представить все страны Таможенного союза. Изначально мы хотели ввести квоту и поделить все поровну, по два фильма от Белоруссии, от Киргизии, Казахстана, Армении, России. Но от этого пришлось отказаться. Выбор фильмов расширился по сравнению с прошлым годом. Если в том году мы выбирали из регионального кино, и прямо скажем, не так много его производится, то здесь выбор был гораздо шире. И поэтому первоначальный баланс нам сохранить не удалось. Но зато у нас все страны представлены в основном конкурсе очень неплохими фильмами. Особенно Белоруссия - мы взяли от них только одно кино в главный конкурс - "Внутри себя", но это открытие нашей программы и это открытие белорусского триллера для нашего зрителя. Так что первое отличие фестиваля 2018 года - это география, которая изменилась. А второе отличие - мы решили акцент сделать на премьеры. У нас почти вся программа полнометражных фильмов премьерная - это либо мировая премьера, либо европейская, либо российская.
Это было принципиально?
Александр Соломонов: Это меняет уровень фестиваля. Если мы говорим о возврате к международному формату. У нас есть и копродукция, например, Армении с Ираном, - фильм "Ева" будет закрывать программу. Его сняла женщина-режиссер Анаит Абад, она живет в Иране. Я считаю, что это выдающееся знаковое кино.
Заявок много было? Сколько фильмов на место?
Александр Соломонов: Учитывая, что это должна быть премьера, через меня прошло около 70 картин. Из них нужно было отобрать 10. Но это только конкурс полного метра, мы не говорим про короткий метр и документальное кино - там огромные объемы... А полнометражного кино и снимают меньше, и, к сожалению, часть разбирают другие фестивали. "Киношок" - это сентябрь, конец года, перед нами многие уже прошли. Но тем не менее мы старались.
Вернувшись к международному кино, от регионального мы не отказались. Помимо расширения географии и ставки на премьеры мы в этом году вместе с Краснодарским краем отмечаем 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В программе это отражено, в частности, несколькими фильмами на военно-патриотическую тематику, например, "Шестой пост" казахского режиссера Серикбола Утепбергенова или уже упомянутый армяно-иранский фильм "Ева". Они не случайны, и они в программе не только потому, что поддерживают актуальную тему, - это прекрасные, по нашему мнению, работы.
Долгое время только "Киношок" давал возможность увидеть новые ленты Вейко Ыунпуу, Шарунаса Бартаса, Яака Килми, Елкина Туйчиева. В 2000-е годы фестиваль первым фиксировал подъем кинематографа Казахстана, именно в Анапе проходили премьеры картин, на которые делали ставку энтузиасты нового кино, в том числе полнометражного дебюта Адильхана Ержанова, в настоящее время постоянного участника Канн. Также мировым открытием стало имя Рустема Абдрашева, ставшего впоследствии лауреатом многих европейских фестивалей и ведущим режиссером Казахстана. "Киношок" первым обратил внимание и на ранние фильмы Зазы Урушадзе - теперь уже оскаровского номинанта, а также других авторов нового кинопоколения Грузии, представив на фестивале панораму их работ.
В этом году открывать новые имена в составе главного международного жюри под председательством узбекского режиссера и сценариста Эльера Ишмухамедова предстоит российской актрисе Ольге Кабо, оператору постановщику из Армении Ваагну Тер-Акопяну и киноведу, заслуженному деятелю искусств Грузии Коре Церетели. Качество работ короткого метра оценят прежде всего режиссер и актер Александр Галибин (председатель российского жюри конкурса короткого метра) и его коллеги - кинооператор Вадим Алисов и киновед Ирина Павлова.