04.09.2018 23:19
Экономика

Шапиро: 40% жителей столичных окраин не выезжают из своих районов

Сорок процентов жителей столичных окраин не выезжают из своих районов
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Столичный выпуск: №196 (7659)
Центр столицы благоустроен и получил самую высокую оценку как от гостей города, так и от самих москвичей. Что же дальше? Этот вопрос обсуждался на совете экспертов, созванном в кандидаты в мэры Сергеем Собяниным. Своим мнением на этот счет поделился один из участников состоявшегося обсуждения сооснователь архитектурного бюро WOWHAUS, доверенное лицо Сергея Собянина Олег Шапиро.
Читать на сайте RG.RU

Олег Аркадьевич, к чему пришли участники дискуссии? Работы по благоустройству в Москве нужно продолжать?

Олег Шапиро: Безусловно. Помню, лет 10 назад свои лекции в архитектурном институте я начинал с картинок Москвы, как иллюстраций города, неприспособленного для жизни. А теперь говорю по-другому: здесь было так, а мы сделали вот так... Примеров таких, демонстрирующих, как изменилась столица, множество. Но ведь все это центр Москвы, а 80% населения города живет далеко от него. Значит, пришла пора перемен и на периферии. Их там ждут.

Что же должно измениться в спальных районах?

Олег Шапиро: Замечу, что если начать искать на московских окраинах какого-то непорядка, то мы его не найдем. Увидим в каждом дворе хорошие детские площадки, воркауты, нормальное благоустройство. В общем, совсем не брошенный город. Но этого мало для того, чтобы он стал полицентричным. Проблема в том, что там мало происходит интересного. В музеи, театры, в выставочные залы активные жители этих районов едут в центр. А около 40% обитателей вообще никогда не покидают своих районов. В основном это дети и пожилые люди, которым дальние поездки не под силу.

Собянин назвал автостроение приоритетом промышленной политики Москвы

Значит, надо обустраивать сами районы и делать так, чтобы интересная жизнь появилась и в них. Кстати, ряд других столиц этим уже занялись. Например, Париж открыл филармонию на окраине города. В Риме ныне покойная Захи Хадид пять лет назад построила новый музей современного искусства, тоже на окраине столицы Италии. Лувр в Париже и музей Виктории и Альберта в Лондоне тоже пошли по пути открытия фондов на периферии своих городов. Наши Третьяковка, а может быть, и Пушкинский музей, могут создать свои открытые фонды хоть в Жулебино, хоть в Новокосино, и показать свои сокровища, которые десятилетиями лежат у них в запасниках. И не просто создать какую-то экспозицию, а стать центром образовательных программ. Именно так сейчас развиваются лучшие музеи мира, где предусмотрены неформатные функции - от ресторанов до обучения, просвещения и открытия различных кружковых занятий.

К тому же в районах есть и свои особенности, которые, если их развить, могут стать новыми точками притяжения. Например, наши студенты разработали проект возможного использования монорельсовой дороги, которую хотят разобрать. Мы же считаем, что одну ошибку власти уже допустили, построив эту дорогу. Зачем же делать вторую - разбирать, ведь на создание ее инфраструктуры потрачены немалые деньги? Вот молодые архитекторы и предлагают на основе этой инфраструктуры создать то, чего не хватает районам, через которые проходит дорога. К примеру, семейный досуговый центр, площадку для занятий экстремальными видами спорта, оранжерею…

Но это же просто эскиз?

Олег Шапиро: Крымская набережная, благоустроенная самой первой в городе на Москве-реке, тоже была сначала эскизом нашего бюро. Причем, никем не заказанным. А сейчас по ней гуляют сотни тысяч москвичей, художники выставляют свои работы на продажу, а любители покупают их.

Окраины Москвы - не брошенный город, но интересных событий там происходит пока мало

Чем еще можно изменить в спальных районах, чтобы они стали не просто нагромождением многоэтажных жилых домов?

Олег Шапиро: На мой взгляд, явно недостаточна плотность застройки в этих огромных микрорайонах. Считаю, их надо уплотнять, как это делается, например, в Германии за счет дополнительной низкоэтажной застройки. Новые районы строятся уже с многоэтажными паркингами. А в тех, что появились до 2010 года, их не было. Там пройти невозможно, кругом стоят машины. Отказаться от них москвичи, конечно, не откажутся. Значит, надо жителям предложить варианты локализации, условно говоря, убрать машины в гаражи-этажерки. И тогда высвободится больше места и для детских площадок, и для собраний местных сообществ, и для малого бизнеса - булочных, парикмахерских...

Москва возглавила рейтинг ООН по предоставлению электронных услуг

Как относятся девелоперы к возросшим в Москве требованиям к благоустройству?

Олег Шапиро: Они приняли этот факт за руководство к действию. Приведу цифры на этот счет. Если четыре года назад городской средой у нас на 80% занимался город через горзаказ и лишь 20% финансировали частные застройщики, то сейчас соотношение изменилось: 60% работ по благоустройству заказывают девелоперы, а город - остальные 40%. Спросите, почему? Да потому, что квартиры в любом жилом комплексе без обустроенного ландшафта, площадок для спорта и отдыха, мест для прогулки просто не продашь. Это лучший индикатор того, что работы по благоустройству, инициированные администрацией мэра, оказались своевременными и востребованными. И вовсе не случайно Москва теперь значится в десятке самых благоустроенных столиц мира.

А для экономики города благоустройство - это лишь расходы, или, в конечном счете, и будущие доходы?

Олег Шапиро: Благоустроенная среда создает условия для развития всего городского бизнеса. Кафе, прачечных, салонов красоты и т.д. Все они будут платить налоги в казну города. Значит, доходы неизбежны. Возьмите хотя бы недавно благоустроенную улицу Лесную в районе Белорусского вокзала. Улица старая, а сколько на ней после работ по программе "Моя улица" уже появилось всего нового! И это еще не все. Сейчас заканчивается создание нового сельхозрынка на месте прежнего троллейбусного депо. С разными футкортами, ресторанами, залами для фитнеса... Счастливое совпадение и содержания, и формы еще одного столичного микроарйона!

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Инфраструктура Москва Столица