Алексей Варламов. Душа моя Павел. Роман взросления.
1980 год, Олимпиада, поступление на филфак МГУ, посвящение в студенты... До боли знакомые многим, кто был рожден в начале 60-х, идеологические знаки позднего застоя: "космополиты" и "русопяты", анекдоты про Брежнева и КПСС.
Наивный и мечтательный идейный комсомолец Паша Непомилуев приезжает в столицу из секретного городка, где идеальные описания жизни из советских газет - не миф, а реальность. Он чудом поступает в университет, но сразу же попадает "на картошку", где надменные интеллектуалы-старшекурсники открывают ему глаза на многое из жизни страны, которую он любит, но, оказывается, плохо знает. Роман воспитания, роман взросления - о первом столкновении с реальной жизнью. Павлик - "душа" уходящего в небытие СССР, который скоро будет осмеян и списан в прошлое, а потом, наоборот, будет вызывать чувство ностальгии.
Алексей Варламов - известный прозаик, филолог, автор нескольких биографий писателей, а также романов, среди которых "Мысленный волк", написанный о Серебряном веке. Лауреат премии Александра Солженицына и "Большая книга".
Владимир Даль. Иллюстрированный толковый словарь для детей и школьников с иллюстрациями Александра Мелихова.
"Толковый словарь живого великорусского языка" впервые вышел более 150 лет назад, в 1866 году.
Словарь Даля был и остается незаменимым помощником всякого человека, желающего постичь русскую душу, нравы и язык. Но, увы, юному читателю сложно пользоваться словарем из-за его огромного размера. Издательство "Вече" выпустило словарь в адаптированном варианте. Особое внимание уделено словам, относящимся к обычаям и вере народа. Из множества примеров использование того или иного слова оставлены яркие пословицы и поговорки.
Замечательный московский художник Александр Мелихов взял на себя труд проиллюстрировать слова, выражения и пословицы. В его "послужном списке" циклы иллюстраций к таким произведениям, как "Тысяча и одна ночь", "Хождение за три моря", "Махабхарата", "Война и мир". Художественные приемы Мелихова напоминают книжную миниатюру древних рукописей. Это тончайшие работы, где многофигурные композиции выстраиваются так, будто художник делает зарисовку, находясь на возвышенности, что позволяет глубже развернуть перспективу. Оборка на платье, головной убор, мундир точно соответствуют изображаемой эпохе, губернии, полку. Нет ни стилизаций, ни приблизительности. Если перед нами бухарец или горец, этнографически все будет точно. Эта книга украсит семейную библиотеку, а также будет интересна ценителям книжной графики.
Михаил Крупин. Никита Михалков.
Вышедшая в 2015 году автобиографическая проза одного из самых крупных мировых режиссеров Никиты Михалкова вызвала огромный интерес читателей. Феномен не только искусства, но и личности этого человека безусловно остается загадкой. Его любят, даже обожают, но его и ненавидят. Ему поют дифирамбы и сочиняют на него злейшие пародии. Это всегда верный признак масштабной личности.
Перед нами, по сути, первая прижизненная биография режиссера и актера, а сегодня еще и крупного общественного и политического деятеля. В разное время ее автору удалось помогать своему герою разбирать его дневниковые записи, он побывал на некоторых съемках, посмотрел в монтаже "Солнечный удар", походил на репетиции его любимого детища - Киноакадемии…
В книге описано детство и юность будущей знаменитости, судьба его деда, отношения с отцом, знаменитым советским поэтом и автором гимна СССР.
"- Что ты пил?
- Да глотнул просто… пива.
- А что, в п-пивных ш-школьники сидят?
Отец обаятельно заикался, но рука была тверда.
Я получил затрещину, которая в моем сознании прочно связана с великой русской литературой. Я летел мимо книжного шкафа, и там мелькали фамилии: Толстой, Достоевский, Чехов, Ахматова…"
Книга будет интересна всем, кого волнуют фильмы и роли Никиты Михалкова, а также его непростая личность. В предисловии автор признается, что личности своего героя так и не разгадал.
Александр Хорт. Смехачи Мейерхольда.
Это книга о трех великих актерах, чьи лица, игра и созданные ими в театре и кино образы навсегда запечатлелись в памяти. Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Сергей Мартинсон...
"Этот ряд без особого труда можно продолжить, - пишет в предисловии автор, - в нашей стране масса великолепных артистов, в том числе комических. В какой-то период каждый из них попадает в фокус внимания зрителей и критиков… Среди них тоже имеются любимцы публики. Но... Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Сергей Мартинсон... Они были первыми..."
Ровесники ХХ века, прошедшие вместе со своей страной все этапы: революцию, 30-е, нэп, индустриализацию, Великую Отечественную, пятилетки… Прошли не сторонними наблюдателями, но активными участниками. Они познакомились, работая в самом революционном театре 1920-х - Государственном театре имени Вс. Мейерхольда. Позже они блистали в кино, на эстраде и своей игрой смешили бесчисленное количество зрителей. Однако в повседневной жизни судьба не всегда улыбалась им. В причинах - объективных и субъективных - пытается разобраться автор.
Владимир Березин. Дорога на Астапово. Путевой роман.
Последний день работы ММКВЯ совпадает с юбилеем Толстого - 9 сентября мы будем отмечать его 190-летие. В этой связи выход книги писателя и литературного критика, автора первой биографии Виктора Шкловского Владимира Березина более чем своевременен. Писать об этой книге трудно, потому что стиль автора капризен и замысловат. Куда приятнее ее цитировать.
"Все началось с того, что мне позвонил Архитектор…
Архитектор спросил меня, как я отношусь к Толстому.
Я задумался и начал открывать и закрывать рот, как обычно это делают рыбы. Вопрос был велик, а ответ не сочинялся.
- Так вот, - продолжал Архитектор, - поедем в Астапово.
- И умрем там? - с надеждой спросил я".
"Дорога на Астапово" - "травелог", то есть путевой роман. Четверо товарищей - Писатель, Архитектор, Краевед и Директор Музея, как персонажи "Трое в лодке, не считая собаки", отправляются в странное путешествие. Их задача - повторить "уход" Льва Толстого от Ясной Поляны до станции Астапово, где великий писатель скончался осенью 1910 года. И хотя на дворе другой не то что век, но тысячелетие - Россия остается той же, во всей своей красоте и загадочности.
"Поэзия возникала из ничего, из старых текстов, из пылинки на ноже карманном, из автомобильного выхлопа на дороге, из руинированных церквей посреди России и из сочетаний переосмысленных слов. Все мы писали один путевой журнал".