- Тема первой "Ревизии" - "Искусство сомневаться", - поделился с "РГ" куратор фестиваля, кинокритик Константин Шавловский. - Почему фестиваль называется "Ревизия"? Мы хотим пересмотреть современный городской культурный ландшафт. Подспудной темой задумана жизнь городских сообществ, определяющих культурную ситуацию в мире.
6 сентября вечером состоится мировая премьера фильма Go. Go. Go Александра Сокурова. Сделан он на основе драматического спектакля режиссера, поставленного по мотивам произведений Иосифа Бродского в 2016 году на севере Италии, в Виченце, на сцене Teatro Olimpiсо.
- Это большая честь для меня - участвовать в книжном фестивале, - признался Сокуров. - Я считаю, что литература занимает главное место в развитии современного общества, и она нуждается в поддержке общества, государства более чем кинематограф, театр, другие виды искусства.
Фильм покажут не в кинозале, а на экране под открытым небом, вход для зрителей свободный.
Александр Сокуров, режиссер:
- Спектакль Go. Go. Go больше не идет, но есть видеоверсия, которую мы покажем. Постановка по мотивам произведений Бродского. Это и пьеса "Мрамор", звучит поэзия Бродского, великолепно переведенная на итальянский язык. И часть его сложной судьбы. У людей такого масштаба сама жизнь является произведением. Там и встречи Бродского с людьми, с которыми он никогда не встречался, с европейским кинематографом, с которым он не мог встретиться. Это художественное сочинение, фантазия. Спектакль на итальянском языке, есть русские субтитры.
"Олимпико" - театр-музей античного образца. Построен по проекту архитектора Андреа Палладио в ХVI веке. Я боготворю музеи, но работать там было непросто - лишнего шага не ступить, можно вывести на сцену определенное количество актеров, не больше (мы, правда, нарушили это правило - у нас было много артистов). Италия относится ко мне с доверием, нежностью, и мне хотелось сделать подарок моим итальянским друзьям, коллегам. Я очень хотел сделать итальянский спектакль, вывести на сцену много артистов, чтобы там были музыка, пение, чтобы сталкивались разные жанры. То, что мне никак не удается сделать у себя на родине. Мы сделали еще версии для Милана и других городов Италии.
Конечно, я волновался, смогу ли выполнить эту работу, потому что моя театральная биография складывалась неудачно. Сделать театральный спектакль гораздо сложнее, чем снять кино. Я это понимаю. Кинематографическая режиссура - это просто арифметика, а театральная - высшая математика, большой, тяжелый труд.
От постановки спектакля до сегодняшнего дня мы прошли большой путь. Было бы обидно не сохранить спектакль, который шел в таких великолепных декорациях. Поэтому в течение первых трех премьерных показов мы делали многокамерную съемку, а потом монтировали в России. Технической работой занимались молодые ребята из Москвы и Петербурга. Интересное изображение, монтаж, и надеюсь, зрителям будет интересно смотреть, слушать.