Дмитрий Сорокин, член-корреспондент РАН (Финуниверситет при правительстве РФ):
Четвертого октября второй раз у нас в стране будет проводиться акция "Всероссийский экономический диктант", организованный Вольным экономическим обществом России. "Российская газета" пишет об этом здесь.
Диктант разделен на две части: для школьников и для взрослых. Его основная цель - посмотреть, насколько наша молодежь, которая вступает в жизнь, да и взрослые, разбираются в экономике.
Поэтому основные вопросы сосредоточены вокруг чисто практических действий, которые можно предпринять в разных ситуациях: скажем, при каких условиях вы пойдете вкладывать деньги в банк или как взять кредит. Хотя есть задания и на более глубокие знания: к примеру, когда предлагается ответить, кому из экономистов принадлежит высказывание.
И наконец, немаловажная сторона дела: насколько участники акции знают экономическую историю нашей страны, так как знание истории во многом определяется представлениями о том, что происходило в экономике.
На основании результатов диктанта научным сотрудникам станет ясно не только то, как люди разбираются в экономике. Полученные ответы позволят сформулировать практические рекомендации по вопросам проведения принятой экономической политики, в том числе по каким направлениям необходимо формировать общественное мнение в отношении осуществляемых реформ и какие аспекты следует учесть в экономическом образовании населения.
Кстати сказать, после того как закончится очное написание диктанта, будет открыта его онлайн версия (diktant.org), где все желающие на своих компьютерах смогут ответить на похожие вопросы, без разделения на категории "школьники" и "взрослые" для того, чтобы тоже проверить себя на экономический "интеллект".
Я думаю, "Всероссийский экономический диктант" сможет поправить финансовую и экономическую грамотность населения. Поскольку выявится: насколько сегодня те же школьники старших классов, которым завтра вступать в реальную жизнь и принимать ответственные решения, в том числе экономические, осведомлены в операциях с банковскими картами, ипотеками, кредитами, депозитами и тому подобное.
И мы увидим, где у нас этой грамотности недостаточно. Тогда можно будет обратить внимание на школьные программы, касающиеся экономического образования, обратить внимание СМИ на "пропаганду" среди населения тех или иных знаний.
Ведь, к примеру, у нас сколько ни пишут про финансовые пирамиды, а люди все равно на них попадаются. Многие просто остаются обманутыми из-за невнимательности, халатности и, конечно, незнания элементарных экономических приемов, которые могут использовать мошенники.