11.09.2018 20:19
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Два дня чудес

Михаил Плетнев с Российским Национальным оркестром открыли новый концертный зал "Зарядье" и свой Большой фестиваль
Открытие нового концертного зала в московском "Зарядье" стало событием мирового значения. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Два вечера подряд Михаил Плетнев выступал для московской публики, собрав первую не официальную, а меломанскую аудиторию в новом зале "Зарядье", а затем - своих постоянных филармонических слушателей в Концертном зале Чайковского на открытии Большого фестиваля РНО. Именно этим бенефисом Российского Национального оркестра уже десять лет стартует музыкальный сезон в Москве.

В этом году традиция была нарушена: сезон открывался премьерой концертного зала "Зарядье", и первыми, кто вышел на новую московскую сцену, стали Валерий Гергиев с оркестром, хором и солистами Мариинского театра и Михаил Плетнев с Российским Национальным оркестром. Премьерный концерт не случайно провел Гергиев: именно благодаря его действиям Москва получила новый зал с выдающейся акустикой. Мягкий, округлый звук с красивой реверберацией, абсолютная слышимость тончайших градаций динамики, ясность всех инструментальных линий в оркестре. Показалось только, что рассадка музыкантов на большой сцене была слишком широкой, что немного рассеивало поток оркестрового звука.

Москва получила зал с выдающейся акустикой, оценить которую могли все, кто побывали в "Зарядье"

В первых программах, звучавших в новом зале, представили разные жанры: Гергиев исполнил фундаментальный русский репертуар - фрагменты из исторических опер Мусоргского и Римского-Корсакова с участием Анны Нетребко, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова и Михаила Петренко, концерты в исполнении титульных российских пианистов Дениса Мацуева и Даниила Трифонова.

Михаил Плетнев сыграл первую прозвучавшую в этом зале симфонию - Пятую Чайковского. Плетнев развернул партитуру симфонии с ее ключевой коллизией столкновения человека и рока, индивидуальности и враждебного социума, во всех подробностях, в характерном для себя эпическом формате. Его звуковой мир был пронизан мрачным пульсом неотвратимой трагедии. Даже в знаменитом Andante cantabile, где солирует валторна, у Плетнева - траур и тяжелые накаты меди, раздавливающие голос, звучавший как из другого измерения. А финал симфонии прокатился страшным апофеозом - не победившей силы жизни, а какой-то натужной и ненужной радости под гром литавр: классическая плетневская коллизия. Для открытия Большого фестиваля РНО Плетнев выбрал другую партитуру Чайковского - Скрипичный концерт ре-мажор (солист - Сергей Крылов). Ансамбль солиста с оркестром получился образцовым: воздушный звук скрипки, легкая и музыкальная (не нарочитая) виртуозность Крылова, его очень тщательное чтение текста качественно совпали с плетневской интерпретацией. Поразила деталь этого ансамбля, когда РНО плавно вливался, словно проходя через игольное ушко, в тонкие трели солиста Девятая симфония Шостаковича, выбранная на открытие, с ее стихией саркастической радости, возбужденного праздничного апофеоза, где вылилась вся желчь Шостаковича по поводу сталинской эпохи, прозвучала у Плетнева как жутковатый в своей прямолинейности гротеск. В удалом темпе ернические плясы флейты-пикколо, броские фанфары и барабанные дроби зависали в воздухе, опрокидываясь на короткие мгновения в траурное соло фагота в Largo (как одинокий голос на развалинах мира), в скорбный хорал. И вновь пускались в свое бессмысленно безостановочное движение под бубен и вой медных - возбужденное, радостное, пустое. И это именно то, что сблизило в интерпретации Плетнева симфонии Шостаковича и Чайковского.

Кстати

Большой фестиваль РНО продлится до 4 октября.

Под руководством Михаила Плетнева прозвучат 15-я Симфония Шостаковича (15 сентября), опера "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова и фрагменты оперы "Черевички" Чайковского (21 сентября).

К 100-летию Леонарда Бернстайна американский дирижер Джозеф Р. Олефирович представит с РНО мюзикл "Кандид" (26 сентября). 30 сентября с оркестром выступит румынское сопрано Анджела Георгиу, а 4 октября Михаил Плетнев закроет фестиваль большой концертной программой для народных инструментов, где прозвучит его сочинение "Татарская фантазия" для баяна с оркестром.

Материалы загружаются
Пустая выдача