В середине августа на город обрушился мощный ливень. Цены на такси сразу подпрыгнули в четыре раза. Поездку от улицы Правды, где находится редакция "РГ", до станции метро "Дмитровская" "Яндекс" оценил в 600 с лишним рублей вместо обычных 110-200. Картина многим знакомая. Тот же "Яндекс" даже публиковал своеобразный "график подорожаний", советуя заказывать такси за 10-15 минут до пиковых нагрузок. Традиционно поездки дорожают вечером с17.50 до 22.00, с утра - примерно с 8.30. Накладно для кармана ездить также в пятницу и субботу по вечерам ближе к полуночи, когда народ разъезжается после вечеринок и ресторанов. Любая непогода, и снова цены устремляются вверх.
"Когда количество заказов начинает значительно превышать число машин на линии, алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент, - говорят в пресс-службе "Яндекса". - Вместе с партнерами-таксопарками в такой ситуации стараемся вывести как можно больше водителей на линии. Чем больше машин, тем быстрее повышающий коэффициент исчезает. Если его ограничивать искусственно, у водителей не будет стимула выходить в район повышенного спроса. Таксисты будут просто отключаться от агрегаторов и забирать клиентов "от бордюра" по повышенной цене, не ограниченной уже никакими "умными" алгоритмами".
"Мы пытаемся с помощью алгоритмов находить равновесную цену для текущего момента, - соглашается с коллегами Арам Аракелян, сооснователь сервиса такси "Ситимобил": - Если не делать этого, то люди точно будут пытаться найти эту равновесную цену, но уже не прозрачно".
Иными словами, в момент роста спроса агрегаторы устраивают аукцион среди тех, кому сейчас важнее всего уехать на такси. Или у кого больше денег. Еще несколько лет назад, когда агрегаторов не было, те же самые аукционы шли в реальности, но не в приложении - кто первый и больше денег дал, тот и уехал, без чека и каких-то гарантий.В то же время, когда случаются ЧП на дорогах и остро встает вопрос вывоза людей, таксисты отключают счетчики и везут всех бесплатно. Часть агрегаторов затем компенсирует эти расходы. Так, например, было в прошлом году, когда произошел теракт в метро в Санкт-Петербурге, или в этом году в Кемерове во время пожара в "Зимней вишне". А в Москве год назад, когда произошел существенный сбой на Серпуховско-Тимирязевской линии метро, повышающий коэффициент таксистам отключили сами агрегаторы.
- Тариф перевозчиков может быть отрегулирован вручную, - считает Зоя Австрийская, представитель ГК "Везет". - Это необходимо, чтобы мотивировать большее количество водителей выходить на линию в часы пик и обнулять стоимость в чрезвычайных ситуациях. Увы, в общем, приказать всем не повышать цены, похоже, не удастся.
"У департамента транспорта нет полномочий регулировать цены на такси, этот вопрос участники рынка решают самостоятельно, - пояснил "РГ" замруководителя столичного ведомства Дмитрий Пронин. - Но у города есть соглашение с крупными таксомоторными перевозчиками: в случае чрезвычайных ситуаций они отправляют на место машины, чтобы бесплатно довезти пассажиров до ближайшего метро. Кроме того, мы всегда рекомендуем перевозчикам аккуратно относится к ценообразованию и не завышать цены. Компании, которые давно на рынке, к нам прислушиваются".