Фильмом открытия фестиваля стала мировая премьера белорусского триллера "Внутри себя" режиссера Сергея Талыбова (производство Первой КиноВидеоКомпании), в прокат который выйдет в Беларуси в ноябре, а в одном из ближайших номеров "СОЮЗа" его создатели расскажут, как им удалось пойти по следам Альфреда Хичкока и освоить для себя новый жанр.
В конкурсе "Киномалышок" фильмов для семейного и детского просмотра призом за лучшую мужскую роль наградили Артема Венгеровича, сыгравшего в ленте "Тум-Паби-Дум" (режиссера Вячеслава Никифорова, Беларусь) воспитанника детского дома, решившего найти для себя родителей и вынужденного учиться жить по законам взрослых.
В документальной программе интерес вызвала совместная белорусско-польская картина Андрея Кудиненко "Фанат" - о футбольном фанате брестского "Динамо", посетившем все игры команды и на выездные матчи добиравшегося пешком - четыре с половиной тысячи километров только за один год, без автостопов, без денег, ночуя в лесу…
Не остались без зрительского внимания и две белорусские картины в коротком метре - "Друзья по переписке" Нелы Василевской (о влюбленных, живущих в Москве и Минске, общавшихся исключительно в социальных сетях, а однажды решивших встретиться не в интернете, а в реальности - в Минске); и история Влады Сеньковой From a great height, в своем творчестве в одном поезде в Варшаву отправившей сирийца и белоруса.
В рамках "ТВ-Шока" в Анапе увидели все восемь серий белорусских телефильмов "Ой, ма-мочки!..-2" Ивана Павлова и "Автошколы" Сергея Гиргеля.
В концертных программах "Киношока" с поэтическими циклами принимала участие постоянная гостья фестиваля - белорусская актриса Светлана Суховей, ведь каждый фестивальный день в разных городах и станицах Краснодарского края в рамках "Киношока" проходили выступления известных актеров.
Всего на "Киношоке" было показано более 70 фильмов. Концепция старейшего российского фестиваля менялась: первые 25 лет жизни кинофорума в Анапе посвящались кино бывших союзных республик. В 2017-м акцент перенесли на национальное региональное кино России, сделав попытку собрать на экране всю Россию - от края до края. В 2018 году "Киношок" вновь вернулся к международному формату, объединив кинопродукцию стран Таможенного союза - Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и России.
Чем были вызваны перемены в истории фестиваля, обозревателю "СОЮЗа" объяснил председатель оргкомитета фестиваля "Киношок" Сергей Новожилов:
- СССР развалился. Нам стало грустно. И мы решили - хорошо бы сделать фестиваль стран СНГ и Балтии. И идея оказалась настолько плодотворная, что просуществовала 24 года. Но времена меняются. Ситуация складывалась очень непростая: где-то свое кино производится, где-то уже давно об этом забыли, и все неравнозначно. И формат "Киношока" 2017 года был в духе времени, мы представляли фильмы Якутии, Карелии, Башкортостана, Адыгеи, Татарстана, Северного Кавказа; были Сахалин, Юрга, Амурская область, Алтай, Краснодарский край, Курская область, Красноярск, Екатеринбург, Липецк, Оренбург, Тюмень, Челябинск… Но мы тогда не полностью отказались от кино бывших союзных республик - сохранили его во внеконкурсной программе. Я как председатель международного оргкомитета шесть лет уже в Латвии провожу фестиваль короткометражных фильмов стран Балтийского региона, так что эта тема мне очень близка... И на 27-й год мы вернулись к идее. И если 2017 год "Киношока" формировался из российских региональных национальных картин, то в этом году в пяти конкурсных программах, включая детскую и документальную, приняли участие все страны Таможенного союза - Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь и Россия. Это помогает развиваться, расширяет фестивальные горизонты и дает возможность вновь увидеть, чем живут наши друзья-соседи. И, конечно, прикоснувшись к искусству кино, сделать новые открытия. Другое время требует другого отношения, и на "Киношоке" в том числе.
Главные награды "Киношока"
"Золотую лозу" и приз за лучший сценарий полнометражных фильмов вручили картине "Мунабия" режиссера Таалайбека Кулмендеева (сценаристы - Казат Акматов и Таалайбек Кулмендеев, Киргизия).
В конкурсе документального кино лучшим фильмом признали "Мастерскую" Сергея Карандашова (Россия).
Победитель конкурса короткометражного кино - "Путешествие в Париж" Марии Поляковой (Россия).
В "ТВ-Шоке" победители определились зрительским голосованием. Первое место - "Приличная семья сдаст комнату" (режиссер Елена Яковлева, Россия).
В детском кино "Киномалышок" главный приз получила картина "По совести" Евгения Сергеева (Россия).
Призом за лучшую мужскую роль наградили Артема Венгеровича за фильм "Тум-Паби-Дум" режиссера Вячеслава Никифорова (Беларусь).
Лучшую женскую роль сыграла Дарья Чистякова в детском фильме "Бегство рогатых викингов" режиссера Ильи Белостоцкого (Россия).