В первом этапе приняли участие 22 команды всех военных флотов страны, силовых ведомств, научных центров и предприятий - разработчиков подводной техники. Состязания, вынесенные в реальные условия - морскую акваторию приморской столицы, шли в трех категориях: безэкипажные катера, телеуправляемые и автономные необитаемые аппараты.
Было много интересных решений, но заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Игорь Денисов особо отмечает одну разработку, не участвовавшую в основной программе. Это привезенный Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит" подводный ангар. По сути - док-станция для автономных аппаратов большого спектра модификаций.
Демонстрационный образец выступал в качестве дополнительного оборудования - роботы получали задание войти в него и проделать определенные манипуляции. Свою работоспособность ангар доказал, благополучно пережив три шторма - в дни соревнований на Владивосток один за другим приходили циклоны. Разработка вызвала интерес со стороны флотских команд, отмечает руководитель робототехнического сектора "Малахита" и судья соревнований Олег Власов.
Ангар привезли пустым именно потому, что он отходит от принятой во всем мире технологии комплексов. Сегодня принято создавать носитель, например, научное судно, и батискафы для него же. При этом работают они исключительно в паре. "Малахит" предлагает отойти от жестких требований.
- Мы не говорим - вот здесь должен быть разъем, аппарат должен быть такой-то длины и габаритов, - поясняет Власов. - Мы определяем диапазон, снимая большую часть ограничений. Раньше разработчики, соблюдая требуемые параметры, теряли функционал. А мы сейчас предлагаем новую технологию и даем им возможность реализовать весь имеющийся потенциал средств.
Док-станция работает в широком диапазоне глубин, ее можно положить на дно и "развесить" в толще воды. Если сейчас необходимо, чтобы судно находилось рядом с аппаратом, обеспечивая его работу, то при использовании "подводного гаража" корабли могут отправить аппараты в акваторию и уйти в следующий район. Технология может быть востребована, например, в условиях Арктики, за границей кромки льдов, где сложно обеспечить присутствие надводных судов...
Во втором, студенческом этапе соревнований участвовали девять команд из Севастополя, Северодвинска, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Владивостока. Они показали телеуправляемых и автономных роботов. Условия состязаний для них были мягче - за звание лучших команды боролись в бассейне кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский.
- Мы сознательно не усложняли задания, понимая, что команды приедут со своими аппаратами, которые делали в свободное от учебы и работы время, - пояснил Игорь Денисов, отметив, что, возможно, уже в следующем году на старте подготовки к "битве роботов" команды получат так называемые "технологические платформы" - реальные аппараты, "железо" с открытым кодом. А "наполнят" все так, как посчитают нужным.
Это поставит команды в относительно равные условия - ведь в будущем году (а соревнования решено сделать регулярными) перед участниками встанут более амбициозные и прикладные задачи, пообещал член коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Мартьянов.
Главным прорывом "Аквароботеха" эксперты назвали выстраивание партнерских отношений между вузами, КБ-разработчиками, верфями и заказчиками.
- Сейчас у нас отдельно есть все - роботы, инфраструктура, заказчики, а соревнования показали возможность увязать все звенья между собой. По сути, это первая площадка, где все встретились. Причем не за столом переговоров, а в акватории, - подчеркнул Олег Власов.
Организаторами состязаний выступили Фонд перспективных исследований и коллегия Военно-промышленной комиссии России при поддержке министерства обороны, министерства по развитию Дальнего Востока, министерства науки и высшего образования, Дальневосточного федерального университета, Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, Объединенной судостроительной корпорации и Фонда "Росконгресс".