Документ подготовлен группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко. Разработчики предлагают предоставить полицейским возможность без разрешения суда получать сведения о местонахождении без вести пропавших на основании геолокации устройств связи. По задумке авторов предполагается, что для этого будет достаточно постановления одного из руководителей органа, ведущего оперативно-розыскную деятельность. Это, уверены авторы законопроекта, поможет быстрее находить потерявшихся людей. Волонтеры и полицейские законопроект приветствуют. О том, как это важно, они говорили давно. Когда ищут человека, особенно если речь идет о ребенке, важнейшим фактором спасения становится время.
По закону, на то, чтобы получить координаты мобильного телефона пропавшего, нужно решение суда. В суд должны обратиться правоохранительные органы и принести соответственно оформленные документы. Потом надо получить на руки решение суда и предоставить его сотовому оператору. На получение такого разрешения уходит в лучшем случае нескольких суток. Итог - драгоценное время упущено.
Авторы документа предлагают внести поправки в два документа - законы "О связи" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
В законе "О связи" планируется прописать, что операторы предоставят сведения о месте нахождения абонента "уполномоченным госорганам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, без решения суда". Порядок предоставления этих сведений должно установить правительство России.
В законе "Об оперативно-розыскной деятельности" в случае принятия документа появится дополнение о том, что полицейские могут получать координаты на основании "мотивированного постановления одного из руководителей органа". Особо оговаривается, что доступны будут сведения не обо всех гражданах, а лишь о без вести пропавших.
По данным МВД, в нашей стране ежегодно пропадают без вести примерно 120 тысяч человек. Из них 45 тысяч - это дети. А специалисты по поиску пропавших утверждают, что примерно у девяноста процентов пропавших взрослых и детей на момент исчезновения с собой был мобильный телефон, и он работал еще почти двое суток.