Как сообщил глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, одним из главных векторов мирового рыболовства в ближайшие десятилетия станет освоение глубинных видов рыб и крабов.
"Пока доступные глубины для рыбаков - до 1,4 км. Следующие перспективные отметки от 1,4 до 2,5 км, - отметил Илья Шестаков. - Наши отраслевые ученые уже выяснили, что на таких глубинах можно будет вести рентабельный вылов глубоководных крабов в дальневосточных морях. Это крабы стригуны, опилио, японикус, равношипый и многошипый, Веррилла и другие. В июле рыбаки по наводке наших ученых в глубоководной зоне Императорского хребта выловили несколько экземпляров очень редкой рыбы - морского монаха. Размер пойманных особей - более 2 метров, из таких рыб можно сделать очень много сашими".
На сегодняшний день, объем потребления рыбы в мире, по данным ФАО ООН, превышает 151 млн тонн, стоимость мирового экспорта рыбы - 143 млрд долларов. Но вылов дикой рыбы в ближайшее время будет оставаться на прежнем уровне, поэтому наиболее перспективным направлением в ближайшие 20-25 лет станет развитие аквакультуры. Производство аквакультурной продукции в мире уже достигло 80 млн тонн, что обеспечивает половину всего объема потребляемой человечеством рыбы. 50 млн. тонн искусственно выращенной рыбы производит Китай.
"Китай уже вышел в лидеры по аквакультурным осетровым и черной икре, - подчеркнула руководитель аналитического агентства "Рыбсеть" и один из спикеров МРФ Полина Кирова. - Уже в прошлом году импорт китайской осетровой икры в Россию составил около 7 тонн, а в 2018 году мы вправе ожидать его увеличения еще на 8-10%. В Китае работает около 140 осетровых заводов, и качество китайской икры растет с каждым годом".
Усиление конкуренции заставляет искать отечественных рыбопромышленников новые ходы в борьбе за российского потребителя. Этой теме на МРФ будет посвящена отдельная конференция "Наша рыба, стратегия продвижения на российском рынке".
"Рыбная отрасль становится современной и открытой, ежегодно растет количество рыбодобывающих российских предприятий, - сказал Илья Шестаков. - Если в 2013 году наша отраслевая система мониторинга получала отчеты от 2,38 тысяч пользователей, а в 2017 году - более 4,4 тысячи. Сальдированный финансовый результат предприятий отрасли увеличился с 11,8 млрд рублей до более 80 млрд рублей. С помощью механизма инвестиционных квот мы уже на практике приступили к обновлению промыслового флота и береговой рыбопереработки, и приоритетом для нас являются именно внутренний рынок и российский покупатель".
По мнению руководителя ведомства, нужно продолжить выстраивать современную товаропроводящую цепочку, создавать оптовое специализированное звено, а также развивать приемные мощности в портах. Новые современные траулеры-процессоры и перерабатывающие заводы позволят изменить структуру производства и уйти от сложившейся сырьевой направленности экспорта к производству продукции глубокой переработки. В этом смысле рыбная отрасль тоже уходит на глубину.
По оценкам Росрыболовства, к 2025 году на производство филе и фарша будет приходиться не менее 40% уловов, по сравнению с сегодняшними 10%. А это означает фактически удвоение добавленной стоимости, которая останется на территории Российской Федерации. Обновленный флот и береговые предприятия будут давать ежегодно не менее 50 млрд рублей дополнительного вклада в ВВП страны. В тоже время предстоит и большая работа в ритейле, чтобы ликвидировать дефицит знаний и информации о российской рыбе, как у продавцов, так и покупателей.
"Большинство начинающих продавцов не могут по внешнему виду отличить российскую продукцию от китайской, не понимают разницы между горячим и холодным копчением, путают икру горбуши с икрой чавычи, не знают, чем кета отличается от семги, - говорит Полина Кирова. - Когда речь заходит о филе, или о стейках, которые пользуются все большей популярностью у потребителей, то зачастую в тупике пребывают оба: и продавец, и покупатель, пытаясь определить вид рыбы".
По мнению эксперта, современный покупатель хочет уйти от домашней разделки рыбы, на которую уходит объективно много времени. Он хочет купить рыбу, приготовить за 20 минут и съесть. То есть, уложиться в так называемый "куриный формат" готовки. Именно поэтому он все чаще покупает продукцию глубокой переработки. Другой вопрос, что покупатель практически не знает брендов производителей, а такие слова, как "глазурь", "джус", "дефростация" для него звучат как иностранные.
Для упрощения торговой цепочки между продавцом и покупателем на МРФ будет организована специальная торгово-закупочная сессия для того, чтобы российские розничные сети смогли закупить продукцию из тихоокеанских лососей и других видов рыб без посредников и заключить долгосрочные контракты. В работе форума и международной рыбной выставки примут участие свыше 200 компаний из более чем 40 стран мира.