Региональные кампании прошли в конкурентной борьбе
В минувшее воскресенье состоялся Единый день голосования. Как вы оцениваете ход и результаты региональных кампаний?
Валентина Матвиенко: Считаю, их можно оценить положительно. Состоявшиеся выборы стали одними из самых масштабных: 22 субъекта Российской Федерации избирали губернаторов, 16 - парламенты. Все важнейшие государственные решения, стратегические программы развития претворяются в жизнь в субъектах Федерации. Вот почему итоги прошедших избирательных кампаний значимы для всей страны.
Прошедшие региональные выборы явились самыми прозрачными и честными за всю их историю. Действительно, нарушений зафиксировано как никогда мало, все они незначительные, не влияющие на итоги голосования. Никто из зарегистрированных участников выборов не был ущемлен ни в своих правах, ни в их практической реализации. Те, кто счел, что с ним поступили не по закону, имел возможность обращения в суд. И иные кандидаты этим активно пользовались. Еще до 9 сентября суды рассмотрели несколько десятков исков, связанных с выборами, вынесли по ним решения.
На всех участках присутствовали наблюдатели от политических партий, общественных организаций, в том числе от Общественной палаты России и региональных общественных палат, представители средств массовой информации.
Эта открытость, демократизм выборов - заслуга законодателей, ЦИК, региональных избирательных комиссий, политических партий, общественных организаций, результат нашей многолетней совместной работы по совершенствованию избирательной системы. Достигнутый уровень прозрачности и честности должен стать неотъемлемой чертой всех последующих выборов в нашей стране. Заявление Центральной избирательной комиссии о том, что она намерена аннулировать результаты голосования на тех участках, где имели место нарушения, привлечь виновных в них к ответственности, - шаг именно в этом направлении. Я его полностью поддерживаю. И, конечно, будем и дальше развивать наше избирательное право, правоприменительную практику в этой сфере.
Совет Федерации - палата регионов, и, понятно, мы постоянно держали в поле зрения ход выборов. Вы знаете, в воскресенье я находилась с официальным визитом в КНДР. С Москвой 6-часовая разница во времени. Несмотря на это, внимательно следила за голосованием, с нетерпением ожидала первых результатов.
Что бы там ни писали и ни говорили иные политики, эксперты, журналисты, все региональные кампании прошли в напряженной конкурентной борьбе. В целом по стране за 22 губернаторские "вакансии" боролись 102 кандидата.
На одно место в региональный парламент претендовали 10 кандидатов. В четырех субъектах Федерации предстоят вторые туры губернаторских выборов. Разве всё это не свидетельство конкуренции? Уверена, что и второй тур в Республике Хакасия, Приморском и Хабаровском краях, Владимирской области пройдет в острой, но честной конкуренции.
Интересной, содержательной стала борьба за пост мэра Москвы. На него претендовали 5 кандидатов, из них трое от партий, представленных в Государственной Думе, - КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия". Это реальная политическая сила. Тем убедительнее и весомее победа действующего мэра Сергея Семеновича Собянина.
Многие эксперты полагали, что он поступил опрометчиво, решив идти на выборы в качестве самовыдвиженца - кандидата всех москвичей.
Валентина Матвиенко: Как видим, риск оправдал себя. Победа с результатом более 70% не может не впечатлять - почти на 20 процентов выше, чем на прошлых выборах. Это и есть истинная оценка москвичами работы Сергея Семеновича. Пример того, как много можно сделать, если работать активно, последовательно, продуманно, советуясь с людьми. Не только жители, но и гости столицы видят, как меняется, становится лучше и облик города, и его жизненная среда.
Свою лепту внес чемпионат мира по футболу. Восторженные отзывы зарубежных болельщиков, журналистов подвигли даже самых закоренелых скептиков к признанию того, что Москва - город, в котором и по самым строгим меркам жить комфортно и безопасно.
Такое впечатление, что в Московской области ситуация на выборах была более сложной.
Валентина Матвиенко: Согласна, особенно в начале кампании. Основная причина - ухудшение экологической обстановки в ряде населенных пунктов. Это вызвало обеспокоенность, недовольство жителей ряда районов Подмосковья. Действующий губернатор не прятался от людей, встречался с общественностью, не уходил от острых вопросов граждан. А главное - продемонстрировал умение оперативно браться за практическое решение проблем. Он развернул реальную работу по ликвидации свалок, строительству мусороперерабатывающих заводов. Уже есть зримые результаты. Победа Андрея Юрьевича Воробьева в первом туре говорит о том, что он в полной мере вернул доверие жителей области.
Почти все исполняющие обязанности губернаторов, назначенные президентом России, одержали победу в первом же туре и со значительным преимуществом. Для кого-то это стало неожиданностью. А для вас?
Валентина Матвиенко: Для меня не стало. Это не первая волна выдвижения на руководящие позиции представителей поколений, которые через какое-то время полностью возьмут на себя ответственность за будущее Отечества. Приходят люди, получившие образование, сформировавшиеся в качестве профессионалов, управленцев, государственных мужей уже в современной России, в основном в XXI веке. Граждане положительно оценивают такое плановое и постепенное обновление губернаторского корпуса, доверяют выдвиженцам президента России В.В. Путина.
Результаты выборов активно обсуждаются. В них действительно много интересного. И все же главный их итог, по-моему, очевиден, несомненен. Он в том, что выборы подтвердили доминирующий запрос большинства граждан на стабильность. Стабильность не как синоним застоя, а как консолидация усилий значительного большинства общества для реализации целей и задач майского указа, отстаивания национальных интересов России на международной арене. Иными словами, голосование подтвердило поддержку гражданами курса президента России.
Нужно учесть специфику мегаполисов
Насколько оправдали себя новые избирательные процедуры, в частности "мобильный избиратель"?
Валентина Матвиенко: По-моему, двух мнений тут быть не может: безусловно, это новшество себя оправдало. В Москве, например, явка на выборы по месту фактического нахождения избирателя оказалась значительно выше, чем по месту регистрации. Если здесь и имеется проблема, то, по моему мнению, она только в том, чтобы еще более упростить эту процедуру. Специалисты говорят, что современные информационные технологии это позволяют.
Мосгоризбирком пошел на эксперимент: продлил время голосования, открыл экстерриториальные участки. В следующем году пройдут выборы в Санкт-Петербурге. Северная столица наверняка столкнется с теми же сложностями, что и Москва. Может быть, стоит придать особый электоральный статус двум нашим крупнейшим мегаполисам?
Валентина Матвиенко: Считаю, что специфика мегаполисов может быть учтена. Конечно, такой статус не должен включать в себя положения, противоречащие Конституции России, основам действующего законодательства о выборах. Недопустимо ничего, что может нарушить равенство граждан России в пользовании правами, которые ему предоставляет Основной закон. Что же касается организации самих избирательных кампаний, проведения голосования, подведения итогов, то, думаю, детальная унификация здесь не обязательна.
Еще одна избирательная процедура - муниципальный фильтр - вызывает много споров. Стоит ли его отменить, ограничить применение или, наоборот, расширить, дав депутатам право второй подписи? Звучат также и предложения относительно переноса даты Единого дня голосования.
Валентина Матвиенко: Муниципальный фильтр был введен в 2012 году как инструмент, защищающий государство, страну, избирателей от проникновения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации нежелательных, а то и просто опасных элементов. Таких, как выходцы из криминальной среды, экстремисты, люди с темным прошлым, политические авантюристы, эпатажные фигуры.
За прошедшее шесть лет мы могли убедиться, что этот инструмент работает, дает ощутимые результаты. Те угрозы, от которых фильтр нас защищает, являются сейчас менее масштабными и острыми. Но полностью они не исчезли. И потому от фильтра отказываться не следует. Если мы хотим, чтобы в избирательной борьбе не участвовали непонятные люди, партии, общественные организации, то фильтр необходим.
В то же время я не считаю, что здесь вообще ничего менять не надо. У нас немалый опыт применения процедуры муниципального фильтра. Его следует внимательно изучить.
Это касается и предложений о возможном переносе Единого дня голосования. Может быть, уже в ходе нынешней осенней сессии - после окончательного подведения итогов выборов - имеет смысл провести парламентские слушания на данную тему.
Северная Корея - страна больших перемен
В ходе этой сессии запланированы многочисленные межпарламентские контакты, зарубежные визиты. Первый уже состоялся - вы только что вернулись из КНДР. Для вас это уже вторая поездка в Пхеньян. Как изменилась обстановка и атмосфера в этой стране с 2005 года?
Валентина Матвиенко: Я увидела большие перемены. Прежде всего, в изменении политической риторики: раньше она была воинствующей, сейчас - миролюбивая. В атмосфере, которая стала атмосферой созидания, а не противостояния. Все это подтверждает серьезность намерений руководства страны, председателя Государственного совета КНДР добиться мира на Корейском полуострове. Добиваться его не бряцанием оружия, не разработкой новых баллистических ракет, а политико-дипломатическим путем, путем переговоров с Южной Кореей, с США, мировым сообществом.
Это чувствовалось на военном параде, где демонстрировалась только оборонительная техника, в контактах, разговорах с нашими коллегами-парламентариями. Словом, атмосфера в стране сейчас иная.
Встреча Валентины Матвиенко и Ким Чен ЫнаИ еще одно, что приятно меня удивило. Все-таки очень строгие санкции применяются сейчас против Северной Кореи, к тому же они усилились в последнее время. Казалось бы, в таких условиях мы должны были бы видеть уныние, отсутствие развития. Тем не менее страна не стоит на месте, идет вперед. Я увидела, как развивается Пхеньян, столица Северной Кореи. Появились целые новые улицы, кварталы. Это современная архитектура - не унылая и однообразная. В Пхеньяне появилось такси, чего раньше не было. Местная валюта - вона - приобрела вес и значимость. В магазинах в достаточном количестве продукция местного производства, есть выбор. Другими стали одежда людей, их облик.
И, конечно, удивительная чистота в городе, ухоженность, замечательное благоустройство. И, как мне сказал наш посол, такая картина не только в Пхеньяне, а во всех городах Северной Кореи.
Народ очень трудолюбивый. Люди стоически пережили трудные времена с опорой на собственные силы, собственные возможности. Они надеются, что миролюбивые шаги, которые уже сделаны КНДР для того, чтобы начать процесс денуклеаризации, будут оценены в мире. И партнеры - в частности, США, ведь президент Д. Трамп подписал соответствующую декларацию, - предпримут встречные шаги. В том числе в плане ослабления санкций.
Суровыми санкциями Северную Корею не удалось поставить на колени. А когда начался взаимоуважительный диалог, КНДР откликнулась. Это позиция лидера страны Ким Чен Ына, который настроен на мирные переговоры, на сближение Южной и Северной Кореи. Не просто настроен, а предпринимает для этого реальные шаги.
Мы знаем, что в двадцатых числах сентября в Пхеньяне состоится третий раунд межкорейских переговоров на высшем уровне. Так что изменения есть, они очевидны, их, конечно, надо закреплять.
Нельзя только Северную Корею пытаться заставлять предпринимать какие-либо меры, без встречных шагов. Так не получится: диалог - это улица с двусторонним движением. В случае если он будет выстроен, можно надеяться на достижение договоренностей о денуклеаризации, на то, чтобы "клуб ядерных государств" не расширялся, чтобы Корейский полуостров был свободен от оружия огромной разрушительной силы.
Мировое сообщество должно всячески содействовать этому процессу, что и делает Россия. Мы со своей стороны поддерживаем и положительно оцениваем саммит США - КНДР, межкорейский диалог, шаги, которые делает Пхеньян. И будем добиваться справедливости в отношении Северной Кореи в тех новых реалиях, в которых мы сегодня находимся, и с учетом предпринимаемых ею шагов.
Вы являетесь сторонником развития межпарламентских контактов, особенно использования парламентской дипломатии в сложных ситуациях, когда не могут договориться представители других ветвей власти. Как складываются межпарламентские контакты с КНДР?
Валентина Матвиенко: Об изменениях в КНДР говорит и тот факт, что наше межпарламентское взаимодействие за последние два-три года стало более активным, более открытым. Ведь раньше делегации Верховного народного собрания КНДР практически не участвовали в парламентских форумах. Они не откликались на наши приглашения. Сейчас картина совершенно иная: за последние два-три года у нас было очень большое количество контактов. Как наших выездов в КНДР, так и их визитов - например, на 137-ю Ассамблею Межпарламентского союза, другие мероприятия. Они демонстрируют готовность к открытости, сотрудничеству.
Форум ждет гостей
Буквально через неделю в Санкт-Петербурге состоится II Евразийский женский форум. Подтвердила ли северокорейская сторона участие своей делегации?
Валентина Матвиенко: Я была рада узнать, что принято решение о направлении женской делегации во главе с вице-спикером парламента КНДР Ли Хэн Чжон. Я с ней пообщалась, мы поговорили, она с большим желанием едет на Евразийский женский форум. Уверена, что представительницы КНДР будут принимать самое активное участие в его работе. Это опять-таки говорит о готовности открывать свою страну, давать возможность женщинам, парламентариям общаться на международных площадках. И мы, конечно, этот настрой будем всячески поддерживать.
Южнокорейская делегация тоже приедет?
Валентина Матвиенко: Да, конечно, и делегация Южной Кореи приедет. Надеюсь, будет возможность организовать контакт на уровне представительниц двух Корей. Парламент Северной Кореи готов к тому, чтобы начать диалог с парламентом Южной Кореи. Мы также будем этому содействовать.
Второй Евразийский женский форум - насколько представительным он будет и каких итогов вы от него ожидаете?
Валентина Матвиенко: Форум лишь второй по счету, однако интерес к нему в мире, без преувеличения, огромный. Если на первый, три года назад, приехали представители 80 государств, то сейчас мы ожидаем гостей из 120 стран. Это мировая женская элита: политики, общественные деятели, предприниматели, ученые.
Широко представлены международные организации - ООН, ВОЗ, ЮНИДО, МОТ, ЮНИСЕФ, Всемирный банк. Многие из них проводят свои сессии.
Особую весомость форуму придает участие "Женской двадцатки", которая, кстати, как и наш форум, создана в 2015 году. Это еще один показатель того, насколько актуальны вопросы гендерного равноправия в современном мире. В Санкт-Петербург прибудут основатель W20 Гюльден Тюрктан, нынешний председатель Сусана Бальбо. Что важно - свои рекомендации W20 передает лидерам стран G20. Я уверена, в этом году значительная их часть будет выработана, согласована именно в ходе Евразийского женского форума.
Работа форума будет идти по четырем направлениям: устойчивое развитие глобального мира, сбалансированное экономическое развитие, социальный прогресс, энергия будущего. Выводы по каждому из них лягут в основу итогового документа форума. В нем будут отражены наиболее актуальные вопросы женской повестки, касающиеся продвижения интересов женщин, расширения их экономических, общественных, политических возможностей. Будут учтены вызовы, с которым сталкивается мир сегодня.
Думаю, все понимают: выступая за наиболее полную реализацию женщин, мы работаем во благо всего человечества. В конце концов, не может быть счастливого мужчины, счастливого ребенка, если рядом несчастна женщина. Благополучие, самореализация должны быть доступны каждому.
Справка "РГ"
Второй Евразийский женский форум пройдет 20-21 сентября в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. В нем примут участие делегации порядка 120 государств, это в полтора раза больше, чем в первом форуме в 2015 году.
Среди тех, кто уже подтвердил участие, 8 спикеров и 11 вице-спикеров национальных парламентов, руководители ряда крупных международных организаций. Представительство последних будет особенно широким - ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНИДО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк - всего 27 международных организаций направят в Санкт-Петербург своих делегатов.
В программе форума - пленарное заседание на тему "Женщины за глобальную безопасность и устойчивое развитие", стратегические и панельные сессии, дискуссии, а также выставки, "круглые столы", мастер-классы, презентации. Организаторами мероприятия выступают Совет Федерации и Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ.
Законы - в непрерывном режиме
Совет Федерации регулярно выходит с важными социальными инициативами. Что-то готовите к осенней сессии?
Валентина Матвиенко: Осенняя парламентская сессия в Государственной Думе уже идет. В Совете Федерации заседания начнутся 26 сентября, однако законотворческая деятельность ведется почти в непрерывном режиме.
Например, на этой неделе сенаторы внесли в Госдуму проект закона, который позволит вести поиск пропавших людей, используя геолокационные данные их мобильных телефонов. Это позволит приступить к поискам пропавшего человека оперативно, без промедления, без бюрократических проволочек.
В настоящее время, до принятия закона, порядок получения таких сведений не урегулирован, и мы теряем человеческие жизни. Ежегодно в стране пропадает около 120 тысяч человек, из них 45 тысяч - дети. К счастью, подавляющее большинство удается найти. Но кто-то погибает. Специалисты и волонтеры знают, насколько важны оперативные действия в первые несколько часов после того, как поднята тревога. И насколько важно иметь возможность установить местонахождение человека. Так что закон, облегчающий получение геоданных без судебного решения и только с целью поиска людей считаю общественно важной инициативой.
Документ стал результатом большой совместной работы власти и структур гражданского общества, волонтерских движений. Мы научились эффективно взаимодействовать, слушать и слышать друг друга. Это одно из значимых достижений проходящего в России Года добровольца (волонтера). Надеюсь, мы примем этот закон до конца года.
В целом, на эту сессию приоритетом номер один остаются темы социальной политики, государственного пенсионного обеспечения. В повестке таких вопросов немало.
Нельзя не видеть, что людей сейчас особенно волнует состояние нашей медицины, здравоохранения в целом. С учетом этого намерены уделить первостепенное внимание совершенствованию законодательного регулирования медицинской помощи больным, в том числе детям, с онкогематологическими заболеваниями.
Несмотря на наличие законодательной базы, остаются нерешенными некоторые проблемы в оказании паллиативной помощи. Перспективы ее развития будут нами обсуждаться.
Совет Федерации явился инициатором законопроекта, согласно которому лекарственные препараты для лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями по пяти нозологиям, должны закупаться централизованно, на федеральном уровне. Мы свою позицию отстояли. Сейчас готовим экспертно-аналитическую базу для того, чтобы в течение 2019 года вести мониторинг его правоприменительной практики.
Не останется без внимания такая категория граждан, как инвалиды. Многие из них хотят и могут работать. Считаю, что это их желание отвечает интересам общества, ценностям гуманизма. Однако далеко не все работодатели готовы пойти навстречу в этом вопросе. Видимо, действующие правовые нормы недостаточно стимулируют прием на работу людей с ограниченными возможностями здоровья. Ситуацию надо менять. Наш профильный комитет в ходе осенней сессии проведет "круглый стол", посвященный вопросам совершенствования законодательства в области трудоустройства инвалидов.
Сенаторы активно включились в работу по изменению пенсионного законодательства с учетом поправок, внесенных в Государственную Думу президентом В.В. Путиным и "Единой Россией".
Совет Федерации подготовил также законопроект, призванный сформировать правовые основы государственной молодежной политики. Ждем заключения правительства России.