- Это не только система электронных журналов, учебников и дневников - это огромная база образовательных разработок, которую создают сами педагоги. Здесь мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы, виртуальные музеи, эксперименты и практикумы, - рассказывает директор московской школы N 1560 Ирина Жданова. - Активно на инновацию откликнулись учителя начальной школы: малыши особенно восприимчивы к ярким образам, картинкам, игре. Физики, химики, биологи и другие педагоги тоже включаются. И не менее активно.
В школе N1560 первоклашкам и всей "началке" отдан второй этаж. Звонок на перемену - и он превращается в виртуальное поле. Как только ребята выбегают из классов, в коридорах "врубаются" датчики движения, несколько проекторов: транслируется программа для 3D-футбола. Десять-пятнадцать минут школяры шустро гоняют по полю нарисованный мяч, не рискуя разбить ни одного окна. Звонок на урок, но - разочарования нет. Интерактив плавно "переезжает" в классы...
Типичный урок окружающего мира: ребята рисуют разных птиц и с удовольствием их раскрашивают. А потом берут в руки планшет, наводят на листок с рисунком, и прямо на экране только что нарисованный птенец оживает: чирикает, прыгает по столу, даже машет крыльями. Эмоции - зашкаливают. Самое интересное, что точно так же можно знакомить ребенка с чем угодно: животными, растениями и даже роботами.
- Для наших детей это уже не экзотика, - говорит учитель информатики Александр Веретельников. - К примеру, на последнем уроке мой класс чертил чертеж не на бумаге, а в виртуальной геометрической лаборатории. Линейки, треугольники, другие фигуры, - все было цифровым. А вот еще пример: лаборатории по химии. Надеваешь VR-шлем, берешь в руки джойстик, и перед тобой появляются колбы с разным содержимым. Экспериментировать с ними можно как угодно.
Недавно Александр создал серию уроков по информатике и робототехнике для шестиклассников и разметил свою разработку в базе "Московской электронной школы": она доступна всем столичным учителям. Всего там размещено уже более 360 тысяч сценариев уроков.
- Задача моего интерактивного курса - чтобы ребенок сам написал код - простую программу для движения роботов, - говорит Александр Веретельников. - И, надо сказать, уроки пользуются популярностью: они собрали уже более тысячи просмотров и "лайков" от других педагогов. Если контент пользуется спросом, создавший его учитель получает гранты от правительства Москвы.
Зона для технического творчества, опен-спейс с креслами-пуфами для отдыха, компьютеры, книжные полки, интерактивные панели, метки дополненной реальности... Это больше похоже на современный европейский колледж. Наводишь смартфон на табличку рядом с дверью в аудиторию, и на экране - "шпаргалка": сейчас у девятиклассников математика. При этом обычных досок, мела и тряпок не увидишь: их просто нет ни в одном классе. Вместо - интерактивные панели с сенсорным экраном во всю стену. Это и рабочая поверхность, и кинозал, и интернет-браузер... Причем, как уверяют разработчики, экраны не дают вредных излучений. Рядом тележка, набитая планшетами: можно подойти и взять. Открыть, например, электронный учебник. Но ручки с тетрадками пока никуда не делись.
- Да, дети печатают на клавиатуре быстрее, чем пишут от руки. Да, материалы "Московской электронной школы" мы используем почти на каждом уроке. Но сочинения ученики все-таки пишут на бумаге. От этого отказываться никто не собирается, - говорит Ирина Жданова. - Есть СанПиНы. Урок построен так, чтобы ребенок переключался. Например, от письма к ответу у доски, потом к просмотру видео, к диалогу с учителем... Новые технологии - это мощный помощник. Есть убедительная статистика, что успеваемость детей после внедрения МЭШ повысилась, а школьный портфель стал легче.
Родители тоже довольны. Они могут прямо с телефона посмотреть полное содержание урока, узнать, за что и какую оценку получил ребенок. С точностью до минуты отследить, когда тот зашел в школу и что съел на обед.
Запрещать ли на уроках личные мобильники?
- Гаджет - лишь инструмент. И только от нас зависит, как его использовать в образовании. Если вводить жесткий запрет, у ребенка появится сильнейшее желание его нарушить. Положительная мотивация тут гораздо эффективнее. Если урок интересный, если учитель делает все, чтобы школьник "включился" в работу, то тот сам отложит телефон в сторону, - считает Ирина Жданова.