Игорь Евгеньевич, многие застройщики стремятся построить здание с минимальными затратами. А потом его эксплуатация обходится едва ли не дороже, чем строительство. Может ли экспертиза решить эту проблему?
Игорь Манылов: Сейчас правила и требования к проектированию не содержат нормы, предусматривающей, что нужно оценивать эксплуатационные расходы на содержание объекта в будущем. И это требование, конечно, нужно вводить.
Кроме того, переход к работе с технологиями информационного моделирования (BIM-технологии), которые как раз и предоставляют необходимый инструмент для учета всех затрат на протяжении жизненного цикла объекта, и позволят не только улучшить качество изысканий, проектирования и строительства, но и упростить работу на всех этапах жизненного цикла, снизить себестоимость на этапе проектирования и проведения экспертизы и обеспечить снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
BIM-технологии помогут преодолеть проблему скрытых мегаиздержек "дешевого" проекта, которые проявляются на этапе эксплуатации: ведь их использование создаст условия, при которых инвесторы и заказчики строительства смогут получать всестороннюю и объективную информацию об объекте на каждом этапе его жизненного цикла.
Но чтобы все это работало, нужна единая цифровая среда?
Игорь Манылов: Да, для постоянной работы необходимо формирование единой цифровой среды, в которой будут работать все участники строительного процесса: заказчики, проектировщики, эксперты, строители, подрядчики, будущие владельцы и пользователи объектов.
Для ее создания критично важны две составляющие - нормативно-правовая и технологическая. Информационную модель необходимо, прежде всего, нормативно закрепить, и только после этого ее можно будет использовать на протяжении всего жизненного цикла строения, при этом отдельно нужно определиться и с горизонтом планирования жизненных циклов объектов. Что касается технологического аспекта, то совершенно необходимым становится формирование условий, когда все участники строительного процесса смогут работать с информационными моделями.
Два года назад Главгосэкспертиза уже перешла к электронной передаче данных, а в прошлом году ее примеру последовали другие государственные экспертные организации. С 1 июля заработал Единый госреестр экспертных заключений. Как это изменило вашу работу?
Игорь Манылов: Перевод данных в электронный формат сделал экспертизу проектно-сметной документации удобнее. Когда мы пользовались бумажными документами, то бумаги на один проект могла вместить только "Газель". Грузовая машина привозила коробки, доверху забитые документами. Над каждым комплектом работает команда экспертов от 25 до 60 человек, и им нужно постоянно передавать их между собой.
И надо хранить весь этот массив информации?
Игорь Манылов: Это было бы абсолютно невозможно, что и стало одной из причин перехода к электронному формату работы.
Вторая - использование бюджетных средств. Через наших экспертов ежегодно проходят проекты, заявленная стоимость реализации которых составляет около полутора триллионов рублей. Но документы, которые оправдывают обоснованность этих инвестиций, не хранились.
Кроме того, зачастую проекты с аналогичными характеристиками создавались многократно, проектировщик с нуля выполнял работу, которую до него делали десятки раз. И даже в этом случае стоимостные показатели были разными при отсутствии объективных причин для этого. И каждый раз финансировалась разработка проекта. Но если это однотипные мосты или здания, можно было бы использовать повторно уже реализованный проект.
Однако сейчас при быстром развитии технологий, промышленности, стройматериалов, проекты быстро устаревают. Мы сможем угнаться за этим процессом, только если у нас будет единая система сбора и обработки данных. Электронный формат и его дальнейшее совершенствование создает основу для дальнейшей работы с big data.
И теперь у нас практически вся документация собирается в электронном виде. А источником для отбора таких экономически эффективных объектов мы видим Единый государственный реестр экспертных заключений.
И он станет "библиотекой" удачных проектов? Когда ждать первых результатов?
Игорь Манылов: На сентябрь в реестре зарегистрирован 1331 проект, 1136 заключений, выпущенных организациями госэкспертизы, в том числе Главгосэкспертизой России, 195 - негосударственной экспертизой.
К концу года, думаю, речь будет идти уже о тысячах объектов. Наш реестр позволит застройщикам найти необходимый аналог со всеми его техническими решениями и обоснованием сметной стоимости. По мере наполнения госреестра будет идти работа по отбору наиболее эффективных проектов, они будут получать соответствующую оценку минстроя и заноситься в раздел реестра, отведенный для экономически эффективной проектной документации повторного применения, подлежащей обязательному использованию.
Создание базы данных о проектах-аналогах позволит оценивать эффективность инвестиционных проектов. Реестр важен для всей системы государственного управления - он позволит получить информацию о капитальных вложениях - сколько бюджетных денег и на какие объекты тратится. Он будет полезен и для ученых, и для практиков, создаст возможности для анализа актуальных отраслевых тенденций.
Кроме того, реестр создает эффективные механизмы для контроля качества работы института строительной экспертизы.
В августе Главгосэкспертиза заявила, что снижение экспертами первоначально заявленной сметной стоимости составило 120 миллиардов рублей за первое полугодие. Как вам удалось этого добиться?
Игорь Манылов: Эта экономия не является главной целью работы экспертов, но есть следствие низкого качества проектирования и планирования. Что приводит к такому снижению?
Во-первых, оптимизация технических решений. При проведении экспертизы были выявлены, к примеру, избыточные технические решения, которые, как и следует ожидать, влекут за собой необоснованные расходы. Во-вторых, исправление ошибок в составлении смет, если сметчики, готовившие документацию, неправильно применили установленные нормативы.
Что касается других ошибок при проектировании, усилия для их сокращения предпринимаются: введены дополнительные требования к проектировщикам, в том числе по страхованию их ответственности. Сейчас прорабатывается идея, чтобы на лиц, которые неоднократно допускают ошибки в своей работе, накладывались определенные профессиональные ограничения. Например, в Казахстане после получения нескольких отрицательных заключений государственной экспертизы проектировщика отстраняют от работы. И это правильно.
Потому что ошибки проектировщиков - это не только необоснованно завышенная смета, это потенциальные аварии, гибель людей и колоссальный ущерб как государственному, так и частному сектору экономики. Эксперты Главгосэкспертизы ежегодно предотвращают сотни таких аварий, вовремя выявляя ошибки или аварийно-опасные решения в проектах.
Если такая ошибка пройдет, чья она будет - проектировщика или эксперта?
Игорь Манылов: Если проект с ошибкой выйдет на стройку, это - наша ответственность. Поэтому мы создали наш компенсационный фонд на такой, надеюсь, маловероятный случай.
Уже пользовались им?
Игорь Манылов: Слава богу, нет.
Экспертиза двойного назначения
Эксперты давно обеспокоены падением уровня проектирования в стране. Чем может помочь госэкспертиза?
Манылов: Организации госэкспертизы выдают более 50 000 заключений ежегодно, и случаев, когда бы проект без замечаний получил положительное заключение, практически не бывает.
Сейчас задача эксперта - проверить документацию на соответствие всем требованиям. Но, учитывая тот интеллектуальный капитал, которым владеют экспертные организации, богатую базу знаний и опыт, мы уверены: именно экспертизы могут предложить наиболее эффективные решения в строительстве. "Просчитать" работу с объектом на всех этапах его жизненного цикла. И это далеко не единственное направление, где эксперты могут оказаться полезными. Им может быть передан контроль за эффективностью и целесообразностью строительных решений.
Что этому мешает сейчас?
Манылов: Прежде всего нужен отказ от практики, когда работа экспертов с проектом начинается уже на финальной стадии работы с ним.
Обнаруженные ошибки и просчеты, требующие исправления, означают потерю значительного количества времени и ресурсов. А если финансирование идет за госсчет, может произойти и заморозка выделенных из бюджета средств.
Сейчас уже в высокой степени готовности находится введение института обоснования инвестиций. Нормативно закреплен порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в строительство объектов, в отношении которых планируется заключение контрактов одновременно на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Заключение по результатам такого аудита поможет принять решение, целесообразна ли реализация инвестиционного проекта с учетом выбранных застройщиком основных решений. Как раз на стадии аудита обоснования инвестиций и можно будет проводить корректировку проектов в пользу более эффективных решений.
Этот этап создает основу повышения качества исходных данных для проектирования и точности бюджетного планирования, но и позволит оценить возможность появления таких позитивных экстерналий, как экономические и социальные выгоды от его строительства: если это завод, то сколько рабочих мест он создаст, как повлияет на экономику региона, что принесет в развитие его социальной инфраструктуры и повышение уровня жизни и как изменятся настроения жителей региона.
Сейчас готовятся поправки, которые распространят этот подход и на более широкий круг объектов.
Что еще могло бы стать работой для экспертов?
Манылов: Научные исследования. Для формирования корректных критериев оценки проектных решений нужна научно обоснованная позиция. Только в этом году наши эксперты запатентовали несколько открытий, направленных на решение задачи обеспечения противопожарной безопасности. И одно из них, лестница Кобзева-Калеты, сможет спасать жизни людям даже на таких сложных объектах, как торгово-развлекательные центры.
Кроме того, мы предлагаем создать такую опцию, как возможность проведения предварительной экспертной оценки. Практика Главгосэкспертизы России показывает, что нередко возникает необходимость квалифицированной экспертной оценки вопросов строительства, реконструкции и капитального ремонта вне рамок формализованного подхода по экспертизе или аудиту: как оказалось, многие заинтересованы в ней именно до направления проекта на экспертизу. Подобные вопросы выходят за рамки экспертизы и относятся, скорее, к аналитическо-консультационной работе, которая позволит проводить коррекцию проекта с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов и сделать огромный шаг к более эффективной экономике строительства.
Уже одобрены поправки, позволяющие Главгосэкспертизе осуществлять функции удостоверяющего центра в области использования электронной подписи. Кроме того, Главгосэкспертиза сможет разрабатывать дополнительные программы повышения квалификации, проводить предсертификационную подготовку руководителей и специалистов, добровольную сертификацию персонала и систем менеджмента качества в сфере организации и проведения государственной экспертизы.
Экспертиза должна быть институтом не запрещающим и суровым, но развивающим и повышающим эффективность строительства и капвложений. Научные исследования, экспертная оценка и предварительный аудит документации, в том числе инвестиционных проектов, в комплексе с другими решениями, которые сейчас реализуются в Главгосэкспертизе, позволят создать новый институт, своего рода экспертизу двойного назначения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"