24.09.2018 12:08
Культура

Региональные театры научили говорить на языке современного искусства

Текст:  Дмитрий Мальков
Сибирь и Дальний Восток переживает настоящий бум современного театра. Их постановки все чаще появляются в шорт-листах больших российских и международных конкурсов и фестивалей. Эксперты уверены, это только начало. Помочь зародившейся тенденции и дать ключи к новаторским культурным кодам в Красноярске при поддержке золотодобывающей компании "Полюс" высадился десант ведущих российских режиссеров, актеров, авторитетных критиков и руководителей прославленных театров. В рамках масштабного фестиваля-школы современного искусства "Территория. Красноярск" гуру сцены делились секретами создания настоящих шедевров, которые, как выяснилось, они сейчас ждут именно из регионов.
Читать на сайте RG.RU
В Красноярске открылся фестиваль-школа современного искусства

Фестиваль "Территория. Красноярск", несомненно, стал главным культурным событием Сибири и Дальнего Востока в сентябре. На всех крупнейших театральных площадках города целую неделю шли спектакли, удостоенные наград престижных фестивалей и обласканные вниманием критиков. Но на самом деле это была лишь вершина айсберга. Пожалуй, самое интересное для специалистов и театралов творилось за кулисами. С самого утра и до вечера шли мастер-классы и лекции о жизни современного театра.По приглашению организаторов фестиваля в них смогли принять участие представители восьми театров, вошедших в шорт-лист конкурса "Полюс. Золотой сезон".

В Красноярске открылась выставка к столетию создания РККА

Как признавались участники фестиваля, особенно они ждали образовательную программу мероприятия. Гостями стали многие знаковые фигуры современного театра. В Красноярске можно было посетить актерско-режиссерские мастер-классы мэтра новой драмы и художественного руководителя Центра им. Вс. Мейерхольда Виктора Рыжакова, режиссера нового поколения, ученика Дмитрия Брусникина Юрия Квятковского. Худрук Красноярского ТЮЗа - режиссер Роман Феодори представил свое понимание театра как игровой стихии. Урок техники современного танца провела актриса "Балета Москва" Мария Бодрова. Ксения Перетрухина, творчество которой, как признаются специалисты, во многом обеспечивает фестивальный успех многих российских постановок,искала вместе со слушателями место художника в современной концепции театрального пространства.

Накопленным опытом и последними тенденциями развития современного театра поделился арт-директор фестивалей "Территория", заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский, а театральный критик Глеб Ситковский провел участников фестиваля через лабиринты одной из самых новаторский тенденции последнего времени. На загадочном языке иммерсивного театра все чаще говорят театральные коллективы в России и мире, вскоре он станет новым способом коммуникации со зрителем и в регионах.

Но единственным творчеством театру не прожить. Особенно современному, в большинстве своем независимому, в том числе от государственного финансирования. Не случайно многие встречи и семинары программы касались вопросов театрального маркетинга и продвижения. "Территорию" проводит одна из самых сильных российских продюсерских команд, воспринимающих самые новые технологии коммуникации с публикой, медиапространством. Конечно, опыт людей, делающих уже не первый международный фестиваль, бесценен и, несомненно, будет полезен участника проекта. Так что одни из самых насыщенных диалогов состоялись на лекциях заместителя директора фестиваля "Территория" Марии Старыгиной и директора театра "Балет Москва" Елены Тупысевой о театральном менеджменте. Своим опытом создания независимых отечественных проектов поделилась критик Елена Смородинова.

Таймырских народных мастеров отметили международными наградами

- Нам удалось послушать не только о творческой составляющей - о работе режиссеров, хореографов, но и лучше узнать о продюсерской и медийной сторонах работы современных театров, - делится с "РГ" впечатлениями помощник главного режиссера Магаданского театра кукол Антон Бабанин. - Это очень важно, ведь в небольших региональных театрах каждый человек занимается многими вещами. В Красноярск приехали знаковые фигуры российской театральной жизни. Невероятные впечатления остались от мастер-класса Виктора Рыжакова, который касался вопросов трансформации классической системы Станиславского в современных постановках. Лекция об иммерсивном театре Глеба Ситковского существенно раздвинула границы понимания этого явления. Уже есть идеи, как это реализовать на магаданской почве. Для нашего региона он станет явлением. Будем пытаться внедрять новые формы в работе со СМИ и информационным пространством после мастер-класса продюсера и драматурга Ильи Кухаренко. Здесь для многих театров настоящая терраинкогнита, а ведь в современном обществе грамотное взаимодействие с медиапространством - важная составляющая успеха любого театра.

Вскоре, по словам Антона Бабанина, полученные знания начнут внедрять в практику местного магаданского театра. Он признался, что в ходе лекций и мастер-классов делал себе заметки, а особо интересные части даже записывал на видео. Сейчас единственно, о чем сожалеет Антон, что не смог посетить все занятия. Успеть везде нельзя было просто физически из-за плотного графика фестиваля.

- Важно, что фестиваль не ограничивается показом спектаклей, -считает художественный руководитель одного из победителей конкурса "Полюс. Золотой сезон" театра "Поиск" (Лесосибирск) Олег Ермолаев. - У небольших театров, как наш, не всегда есть возможность выезжать на мастер-классы такого уровня, как правило, они проходят в столичных городах, а уж тем более мы не можем приглашать к себе выдающихся специалистов. "Территория" - прекрасная возможность получить дополнительный опыт, и мы ей с удовольствием пользуемся. Это большой плюс для театра и наших артистов. Мы постоянно учимся новым формам, новаторскому выразительному языку. И не только в ходе непосредственной образовательной программы, ходим на спектакли, смотрим работу коллег - и тоже черпаем что-то новое. Фестивали - один большой процесс получения нового опыта, и крайне важен непосредственный живой контакт с его носителями. Как раз это и является большой ценностью таких школ, как "Территория".

Как отмечает, Илья Кухаренко, в проекте "Территория. Красноярск" довольно плотная и умная программа: она знакомит слушателей с современными технологиями создания спектаклей, актерскими и режиссерскими техниками, подходами к созданию и функционированию всех сторон деятельности театров. Далеко не во всех вузах страны дается такое универсальное образование. Но именно так строилась подготовка в студии Дмитрия Брусникина, который протягивал мостик между старой МХАТовской школой и новыми формами современного театра, будь то вербатим или документальный театр, например. Такой опыт давала работа с различными режиссерами, проповедующими различные формы взаимодействия со зрителем. Фестиваль-школа "Территория. Красноярск" призвана решать туже задачу. Таким образом, коллективы региональных театров смогли послушать и посмотреть, почувствовать вкус возможностей, которые открываются, если совмещать различные техники.

Красноярцы установили рекорд России, спев "День Победы"

И культурная "провинция" все больше перестает быть вещью в себе и начинает все чаще продуцировать интересные явления.

-Достаточно посмотреть на последнюю "Золотую маску", сколько в ней театров малых городов, которые претендуют на основные номинации. Более того, многие эти коллективы уже известны и засветились на других конкурсах. Так, в последние годы театры из Красноярского края, в частности Шарыпово, Минусинска, Лесосибирска, представляют сильные постановки и фигурируют на афишах наряду с московским раскрученными студиями и коллективами. Несмотря на маленький формат, небольшие постановочные бюджеты - это очень продуманные, современные и качественно сделанные спектакли. И теперь очень важно, чтобы и другие театры малых городов увидели возникающие возможности. Практика показывает, что не только объемы финансирования, а скорее открытость мозга, таланта, умение коммуницировать с тем что происходит в театральном мире - залог успеха того или иного театра, - уверен Илья Кухаренко.

Тут, как отмечает Илья Кухаренко, есть один важный социальный фактор - вместе с успешным театром начнет звучать сам город. Об этом говорит опыт постиндустриальной Европы, там многие небольшие населенные пункты оказались на слуху у широкой культурной общественности именно благодаря появлению новаторских форм театрального искусства. Достаточно вспомнить легендарного немецкого хореографа ПинуБауш, образовавшую школу современного танца в небольшом шахтерском городе Вуппертале и прославившую его своими постановками на весь мир.

- Искусство обеспечивает невероятный промоушен территории и дает основания для гордости и более качественной самоидентификации совершенно другого уровня. Поэтому совместные с фестивалем "Территория" проекты в регионах присутствия компании являются одним из факторов, создающих условия для такого важного для территорий социально-культурного процесса, - подчеркивает директор по связям с общественностью компании "Полюс" Виктория Васильева.

Театр Красноярский край Восточная Сибирь