Провести масштабное спортивное событие на высшем уровне позволило и использование инновационных разработок компаний из контура Госкорпорации Ростех - от систем обнаружения компьютерных атак до автоматических наружных дефибрилляторов с функцией голосовых подсказок.
Системный проект создания ИКТ-инфраструктуры Кубка конфедераций 2017 и Чемпионата мира по футболу 2018 был разработан Национальным центром информатизации (НЦИ) в 2015 году. Для реализации проекта в структуре НЦИ был создан офис, в который вошли 150 уникальных специалистов. Все они имели опыт подготовки и проведения крупнейших спортивных и общественно-политических мероприятий международного уровня, в частности Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году, в Лондоне в 2012 году и в Сочи в 2014 году, саммита АТЭС в 2012 году, встречи G20 в 2013 году.
"Синергия, достигнутая проектным офисом в структуре Ростеха, позволила обеспечить ЧМ в России качественными услугами мирового уровня. Некоторые из предоставленных сервисов с технической точки зрения абсолютно уникальны, - рассказал директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех, председатель совета директоров НЦИ Василий Бровко. - Так, впервые в истории чемпионатов мира все матчи транслировались в формате Ultra HD. Благодаря созданной Ростехом и НЦИ ИКТ-инфраструктуре более 200 стран мира увидели картинку без задержки".
Многие из технологических решений впервые применялись на территории России, например 12 стадионов чемпионата были обеспечены оптическими сетями с суммарной пропускной способностью 200 Гбит/с каждый. Проект по построению ИКТ-инфраструктуры - рекордный и по географическому разбросу: связью было обеспечено230 объектов в 30 городах 17 регионов России. "На наиболее географически разнесенном участке - от Калининграда до Екатеринбурга - длина проложенной сети превысила треть протяженности территории России, составив 2500 километров. Надежность работы ИКТ-инфраструктуры ежедневно обеспечивали более 2000 человек", - прокомментировал генеральный директор НЦИ Константин Солодухин.
При этом созданная ИКТ-инфраструктура выдержала огромную нагрузку. Так, во время подготовки и проведения матчей было передано почти 5 миллионов минут голосового трафика и более 260 ТБ данных - для сравнения, столько же "весят" 175 тысяч фильмов в хорошем качестве. Для обеспечения связи использовалось оборудование российского производства, например станции радиосвязи, сделанные в Омском научно-исследовательском институте приборостроения, и цифровые телефонные станции для комментаторов производства "Калугаприбор".
Важнейший вопрос для таких масштабных событий мирового уровня, как чемпионат мира по футболу, - безопасность. И здесь также не обошлось без российских разработок. Так, безопасность центров электроснабжения объектов чемпионата от компьютерных атак обеспечила система, созданная концерном "Автоматика". Вся информация о выявленных инцидентах передавалась в Государственную систему обнаружения и предупреждения компьютерных атак (ГосСОПКА). А благодаря решению FindFace Security от NTechLab во время проведения чемпионата было задержано более 180 человек, ранее включенных в базы правонарушителей. Среди задержанных были люди, находящиеся в федеральном розыске.
Другим функциональным решением для обеспечения безопасности болельщиков стала информационная стела Уральского оптико-механического завода Холдинга "Швабе", которую установили в Екатеринбурге. Она оснащена кнопкой экстренной связи "гражданин - полиция", ведет круглосуточный видео- и аудиомониторинг обстановки, а также позволяет проложить маршрут по городу, забронировать гостиницу и вызать такси. А для свободного передвижения полицейских по Москве было закуплено 30 электромотоциклов "ИЖ Пульсар" и четыре электромобиля "Овум" (производство - Концерн "Калашников"). Причем электромотоциклы - экономичный транспорт: при зарядке они потребляют 10 кВт в час, его использование в среднем в 12 раз дешевле расходов на мотоциклы с бензиновым двигателем.
Самым заметным для неспециалистов элементом безопасности стали паспорта болельщиков - FAN ID. Их обладатели могли бесплатно ездить в поездах в городах проведения матчей благодаря системе бронирования проездов и мобильное приложение "Транспортный гид болельщика" (разработаны компанией "БАРС Груп"). За месяц проведения чемпионата это приложение скачали более 50 тысяч человек, а системой бронирования воспользовались 200 тысяч заказавших около 400 тысяч билетов. Из них 46 процентов - это иностранцы, в топ-5 зарубежных пассажиров вошли аргентинцы, колумбийцы, мексиканцы, американцы и китайцы.
Конечно, ни один из иностранных болельщиков не уехал из России без сувенира. У хорватов, англичан или испанцев, сборные которых играли в Калининграде, была возможность приобрести уникальные тематические сувениры из янтаря - фигуры футболистов, футбольные мячи, янтарные бутсы и фигурки животных, играющих с мячом. Специально для чемпионата коллекцию представил "Янтарный Ювелирпром" Калининградского янтарного комбината.
Для тех же, кто в Калининград не попал, памятным сувениром мог стать бинокль специальной серии с символикой чемпионата. Лыткаринский завод оптического стекла Холдинга "Швабе" разработал новинку специально к мундиалю. Приборы с функцией мгновенной смены увеличения изображения с 2,5 до 5 раз позволяют вести обзор происходящего на поле с самых дальних трибун.