Минимальная и пока что предварительная информация об этом стала доступна вместе с материалами к проекту федерального бюджета на 2019-2021 годы.
А чуть раньше вице-премьер Юрий Борисов окончательно снял сомнения и кривотолки относительно того, как и где будут строить самый большой в мире атомный ледокол оценочной стоимостью в 70 миллиардов рублей. Эта честь, а с ней и большая ответственность ложатся на только еще формируемый коллектив судостроительного комплекса "Звезда" - новой специализированной верфи, которая в муках рождается на действующей инфраструктуре одноименного судоремонтного завода в городе Большой Камень в Приморье.
Предположений на этот счет высказывалось много. Сначала заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев, а затем и глава минпромторга Денис Мантуров назвали Дальний Восток и конкретно новую верфь в Большом Камне наиболее вероятным местом строительства атомного ледокола большой мощности. Такого, который был бы способен создавать во льдах судоходный канал достаточной ширины для надежной и коммерчески оправданной по затратам и скорости проводки сухогрузов, танкеров и газовозов океанского класса по трассе Севморути и, в частности, в восточном секторе Арктики.
Вперед забегать никто не хотел - ждали, что авторитетную точку в этом вопросе поставит на Дальневосточном экономическом форуме президент России. А он по каким-то причинам делать этого не стал, хотя новую верфь в Приморье в очередной раз посетил и с людьми в Большом Камне пообщался. Спрашивал про загрузку, перспективные заказы и особо - про контракты, что уже смогли заключить…
Тем временем в публичном пространстве уже обсуждался вопрос, кто мог бы стать заказчиком ледоколов типа "Лидер". Глава "Росатома" Алексей Лихачев на форуме во Владивостоке свое видение изложил так: "Здесь возможны варианты. Может быть, это будет минпромторг, может быть, мы. По тем ледоколам, которые сейчас строятся на Балтийском заводе, мы - госзаказчики, поэтому нас это не пугает". И там же, отвечая коллегам из ТАСС, констатировал, что на сегодняшний день "готового завода, способного строить такие ледоколы, как "Лидер", нет".
По словам Лихачева, "любой завод, какой бы ни взялся, должен наращивать у себя и компетенции, и производственные мощности". С этим, пожалуй, согласятся все, кто знаком с реальным положением дел на российских верфях и понимает, насколько непростой и по-хорошему амбиционный проект предлагают разработчики нового суперледокола в ЦКБ "Айсберг". Тем более что предлагается построить не один своего рода экспериментальный образец, а серию из трех атомоходов, которым не преграда даже паковые льды толщиной в два человеческих роста.
Напомним, что изначально на постройку "Лидера" претендовали две верфи. Прежде всего, конечно, Балтийский завод в Петербурге, где еще в советское время строились атомные ледоколы и где сейчас по проекту 22220 строятся три универсальных атомохода - "Арктика", "Сибирь" "Урал", а головной уже спущен на воду для достроечных работ на плаву и последующих испытаний.
Там же, на Балтзаводе, при крайне напряженной финансовой ситуации смогли-таки достроить головной энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Сейчас плавучий энергоблок уже в Мурманске, на базе "Росатомфлота", откуда в скором времени должен отравиться по Севморпути к месту постоянной работы в порт Певек на Чукотке.
Вторым и более явным претендентом на большой ледокольный заказ стала приморская "Звезда". Более явным потому, что сама эта верфь на Дальнем Востоке задумывалась и проектировалась с прицелом на совершенно новый технологический уклад и методы судостроения, которых нет, увы, на Балтзаводе при всем уважении к его историческим заслугам.
Да, сегодня в активе ССК "Звезда" - политическая поддержка руководства страны да мощный ресурс в лице "Роснефти", "Роснефтегаза" и Газпромбанка, образовавших консорциум под этот проект. В 2016-м "Роснефть" подписала первый контракт на изготовление четырех судов снабжения ледового класса, а сегодня имеет с судоверфью "Звезда" эксклюзивное соглашение о размещении здесь всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов.
По данным на сентябрь этого года, численность штатных сотрудников на новой верфи в Приморье не достигала 1,5 тысячи человек. А к 2024 году с учетом ожидаемой загрузки должно быть не менее 7,5 тысячи. Откуда взять в условиях Дальнего Востока такое количество подготовленных специалистов - большой вопрос.
А время не ждет. По словам генерального директора ЦКБ "Айсберг" Александра Рыжкова, чтобы сдать головной "Лидер" в 2027 году, его строительство надо начать в 2020-м. А к созданию рабочей документации приступать надо уже сейчас - в четвертом квартале нынешнего или самом начале 2019 года.