"Хочу попробовать!"
На приглашение вступить в "лигу" начинающих предпринимателей откликнулись около тридцати человек: кто-то прочитал объявление в газете, интернете, увидел по телевизору, кому-то подсказали в службе занятости. Но пришли не только "серебряные" - несколько молодых людей не стали дожидаться вступления в почтенный возраст и тоже решили поучаствовать. Приняли всех.
Как выяснилось, у части слушателей уже имелся предпринимательский опыт (неудачный), большинство же не пробовали что-то производить или продавать никогда. За новыми знаниями пришли педагоги, медики, экономисты, инженеры, работники торговли, пенсионеры, безработные. Некоторые - из сельской местности и районных центров. Многие - с высшим образованием, и примерно две трети всех пожелавших что-то в жизни поменять и самим поменяться - женщины.
- У меня много различных идей для организации бизнеса, но пока ни на одной не могу остановиться. Пришла понять, с чего начать и что выбрать, - призналась кандидат наук Лариса.
- А у меня десять лет было индивидуальное торговое предприятие. Но в какой-то момент торговая точка не выдержала конкуренции, пришлось закрыться. Сейчас опять хочу попробовать, но сначала надо понять, что делала не так, - объяснила свой приход еще одна участница тренинга 45-летняя Любовь.
Проект рассчитан на две недели, и, по словам одного из бизнес-тренеров, начальника отдела центра поддержки предпринимательства Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатора) Максима Пономарева, его итогом должна стать разработка четких и жизнеспособных бизнес-планов будущих предприятий. После их защиты начинающие коммерсанты смогут при необходимости получить на открытие дела кредит под 9,9 процента в одном из банков в размере от одного до десяти миллионов рублей на срок до семи лет.
А вот на гранты слушателям излишних надежд возлагать не советовали: мало их, да и правило "дай не рыбу, а удочку" со стартапами тоже неплохо работает.
Где взять идею
Впрочем, прежде чем думать о какой бы то ни было поддержке, в том числе льготных кредитах, участникам тренингов придется освоить азы - выбрать бизнес-идею, а может, и не одну. Самый распространенный способ ее "добычи" - путешествия, в том числе за границу, внимание к появляющимся и уже реализованным где-то бизнес-новинкам. Очень много неожиданных вариантов можно найти в интернете, в российском сегменте в том числе. Например, в список самых несложных для воплощения идей попали: производство сладкой ваты и карамелизированных яблок, полировка автомобилей, курьерская доставка, аэросъемка, сдача квартир в посуточную аренду, домашняя кухня и доставка обедов в офис, кофе на вынос (для водителей, стоящих в пробке), изготовление мебели из деревянных поддонов для транспортировки грузов - из совершенно бросового материала люди с фантазией умудрились сделать стильные вещи.
Многие, проработав всю жизнь на кого-то, в зрелом возрасте решают открыть свое дело
Кроме того, идеи иногда предлагают друзья-родственники-коллеги. Или ее можно генерировать самому. Правда, последний вариант считается самым сложным и не всегда результативным, хотя, наоборот, способен привести к фантастическому успеху. Если идея инновационная, на этапе стартапа, по мнению бизнес-тренеров, приходится преодолевать сопротивление потребителя, который о новом продукте просто ничего не знает.
- Одна из ярославских компаний разработала технологию изготовления из старых покрышек модификатора - тонкодисперсного резинового порошка, который позволяет увеличить срок эксплуатации асфальтового покрытия в два раза, - продолжает Максим Пономарев. - Но этот модификатор никому сегодня не нужен, потому что есть утвержденный ГОСТ, и пока требования к сроку службы дорожного покрытия не изменятся, модификатор не востребован. Станок стоит.
По словам тренеров, хороший бизнес часто вырастает из хобби. Один из самых ярких ярославских примеров - мастерская братьев Ширагуровых, в которой изготавливают складные ножи. Начиналось все с гаража, где умельцы-заводчане на старом наждачном станке в свободное время мастерили эти ножички.
- Сейчас это предприятие мирового уровня, которое находится в Ярославле, - пояснили в бизнес-инкубаторе. - О нем мало кто знает просто потому, что мы не являемся их целевой аудиторией. У них стоимость одного изделия - от 40 до 300 тысяч рублей, и 70 процентов продукции идет на рынок США, процентов 15 - в страны СНГ, остальное - в Москву, Санкт-Петербург, ну, может, еще в Нижний Новгород. Они выросли из нашего бизнес-инкубатора. Когда им нужны были деньги на оборудование, мы им их нашли. Сегодня это очень серьезная компания, где работают больше 50 человек.
Опыт в помощь
Кстати, из опыта, точнее - хорошего знания бизнес-предмета, которым человек хочет заняться, успех тоже вырастает довольно часто. Если же человек не знает тонкостей выбранного дела, лучше время и деньги не тратить - гарантий нет вообще.
Поскольку заработавшая программа предназначена для людей "серебряного" возраста, с опытом у большинства из них проблем нет, и будущий их бизнес может строиться именно на этом фундаменте. Так, 51-летняя Лариса, живущая в поселке под Ярославлем, почти два десятка лет отработала "на дядю" продавцом в ярославском ларьке. Осенью прошлого года ларек снесли, потому что он не вошел в новую схему размещения НТО, и женщина осталась без работы. На что жить? У дочери трое детей и крохотная зарплата. И тогда Лариса решила рискнуть - работать в той же торговле, но уже на себя. Она даже два помещения нашла и надеется какое-то из них взять в аренду. Больше того - планирует обойтись без кредитов, рассчитывая лишь получить от службы занятости 72 тысячи рублей на свои самые первые бизнес-шаги. На тренинг пришла, чтобы четко "разложить все по полочкам".
- У меня есть навык, есть опыт работы и с потребителями, и с поставщиками. Поставщиков я всех знаю, и они меня знают. Если договориться об отсрочке платежа, можно обойтись без кредита. Буду крутиться, - строит планы будущая бизнесвумен.
Галина Крохмаль, заместитель директора департамента инвестиций и промышленности Ярославской области:
- Зачастую многие, проработав всю жизнь на кого-то, к зрелому возрасту имеют уже колоссальный собственный опыт и приходят к открытию своего дела. В рамках этой программы мы поможем участникам тренинга выбрать бизнес-идею, потому что жизнеспособность бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько правильно люди оценивают рынок и конкурентную среду. Научим составлять бизнес-план, расскажем обо всех направлениях поддержки, существующих сегодня на региональном уровне. И, самое главное, научим пользоваться этими инструментами. Безусловно, мы будем их поддерживать не только на старте, но и сопровождать дальше. Мы не будем полностью ответственны за их бизнес, но отличный, старт обеспечить сможем.