Десять тысяч саженцев на гектар
- В Мурманской области действуют, образно говоря, полтора лесных питомника - более крупный в Кольском лесхозе и совсем небольшой в Умбе, - отметила Ольга Петрова, руководитель программы по сохранению лесов и биоразнообразия Кольского центра охраны дикой природы. - Количество саженцев, которое там подготавливается, невелико. На одном гектаре, который представляет собой квадрат размером сто на сто метров, необходимо высаживать десять тысяч саженцев. Сравните: для посадок леса на песках в Кузомени в прошлом году для нас было подготовлено в Умбском питомнике всего 2 тысячи саженцев. Это очень немного. Основные работы по лесовосстановлению заключаются в том, что на месте рубок оставляются так называемые "семенные" деревья, благодаря которым происходит естественное восстановление леса. Процент площадей леса, который был высажен искусственно, у нас очень небольшой.
Завоз лесных саженцев из других регионов вряд ли поможет решить проблему. В каждом регионе существуют особые природно-климатические условия. По словам эксперта, лучше, если посадочный материал происходит именно из той местности, где ему потом предстоит расти, чтобы избежать дополнительных работ по акклиматизации. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, где "окно" благоприятного времени для посадки лесов гораздо меньше, чем в средней полосе. Кроме того, приживаются не все 100 процентов саженцев, а в среднем 70-80 от того количества, которое было высажено.
В прошлом году восстановление лесов в Мурманской области существенно отставало от плана. По данным министерства природных ресурсов и экологии региона, в 2017 году предполагалось провести лесовосстановительные работы на площади 1234,3 гектара, тогда как по факту на 1 января 2018 года этот показатель составил 951,69 гектара. Объем высадки саженцев в следующем году предполагается увеличить.
Не мешать самосеву
- Да, проблема нехватки саженцев действительно существует, - отметил Павел Пестов, который до недавнего времени занимал должность заместителя начальника управления лесного хозяйства регионального минприроды. - Это связано со сложной экономической ситуацией. В год искусственное восстановление проводится на площади от 200 до 400 гектаров. Никогда не бывает так, что сгорело десять тысяч гектаров леса - и в следующем году вся эта площадь будет засажена. Это очень дорогое удовольствие: высадка леса на одном гектаре стоит от 5 до 15 тысяч рублей, поэтому всегда стараются использовать естественный процесс. Конечно, можно посадить и 5 тысяч гектаров леса, но денег на такой объем посадки сегодня никто не выделит. В советские времена лесников было в три раза больше, чем сейчас, и саженцев выращивалось намного больше. Сегодня мы этого себе позволить не можем.
В Мурманской области неплохо идет естественное возобновление леса, особенно сосняков, путем самосева, подчеркивает эксперт. Если в течение 5-8 лет самосев произошел и возникла молодая поросль, то в дальнейшем за этот участок леса можно не беспокоиться. Если видно, что на том или ином участке почвы возможно естественное осеменение почвы, то этому процессу лесоводы стараются не мешать.
Что касается пожаров, то далеко не всегда бывает, что на месте пожара гибнет абсолютно весь лес. Зачастую остаются куртины сосен, елей, какие-либо единичные деревья. В этом случае в течение 5-7 лет лесоводы выжидают, появится ли на месте горельника молодая поросль.
Кроме того, лесовосстановление ведет не только минприроды, но и арендаторы. По словам эксперта, примерно половина выгоревшей территории приходится на арендованные участки, и арендаторы в большинстве своем добросовестно занимаются восстановлением. Если арендатор не выполняет посадки леса в определенном ему объеме, то договор аренды участка может быть расторгнут. В Мурманской области таких случаев пока нет.
Экстенсивный принцип
Тем не менее лесное хозяйство Заполярья сегодня развивается в основном экстенсивно, считает Ольга Петрова. Иными словами, преобладает принцип "подождем, пока само вырастет". Эксперты сходятся во мнении, что от экстенсивного принципа необходимо переходить к интенсивному: создавать производство саженцев и семян леса, улучшать их качество, обучать специалистов по лесовосстановлению, активно заниматься высадкой новых лесов. Но сегодня "сырая" нормативная база очень затрудняет работу. Например, ситуацию с лесным семеноводством специалисты называют "близкой к абсурдной". Действующий Лесной кодекс РФ разделяет понятия "организации" и "обеспечения" воспроизводства лесов. Полномочия по "организации" переданы регионам, за исключением лесного семеноводства. При этом полномочия по "обеспечению" воспроизводства лесов переданы регионам без исключений, в полном объеме. Но расшифровка понятий "организация" и "обеспечение" лесного семеноводства в законодательстве отсутствуют, отмечают члены группы ученых Северного арктического федерального университета и Вологодской государственной молочнохозяйственной академии в одной из своих статей.
Это означает, что невозможно определить, какие работы по семеноводству можно финансировать из федерального бюджета, а какие - из региональной казны. Итог - острый дефицит лесных семян и посадочного материала для осуществления лесовосстановительных работ. Такие "прорехи" в законах не позволяют даже в урожайные годы собирать необходимое количество семян на лесосеменных объектах. Последние годы доля улучшенных семян в общем объеме заготовки не увеличивается и остается на уровне нескольких процентов, тогда как в странах Евросоюза этот показатель составляет 20-30 процентов, а в скандинавских странах - 60-100 процентов. По мнению экспертов, необходимо доработать законодательные механизмы финансирования лесохозяйственной отрасли и более четко определить критерии качества лесовосстановления.
В "лесных" регионах интенсивное лесовосстановление понемногу набирает обороты. Как сообщили в минприроды России, в 2017 году власти регионов и Рослесхоз согласовали планы пилотных мероприятий в Вологодской, Архангельской, Иркутской, Ленинградской областях и Республике Коми. Речь идет о налаживании производства семян леса. Уже созданы 9 тепличных комплексов и 5 селекционно-семеноводческих центров, по-ставляющих семена с улучшенными свойствами.
Но следует учесть: основные проблемы возникают не на этапе лесовосстановления, а на этапе ухода за молодыми лесами - от перевода в покрытую лесом площадь до окончания периода прочисток, примерно в возрасте от 7 до 20 лет, отмечает эколог Алексей Ярошенко. В итоге деревья или не вырастают, или вырастают, но это древесина очень низкого качества.
Требуется совершенствование лесного законодательства. Например, в действующих правилах лесовосстановления нет разделения на классы качества пород деревьев. Почти три четверти земель лесного фонда не по-ставлены на государственный учет, их границы не установлены. А значит, очень трудно определить, кто должен заниматься на этих участках лесовосстановлением.