Данные надзора
По словам Чайки, с июня прошлого года генпрокуратура провела три совещания с участием властей и бизнеса. Уже после первого в Амурской области установили порядок сопровождения проектов по принципу "одного окна", в Якутии из республиканского бюджета выделили необходимое финансирование для обустройства особой экономической территории, на Сахалине подвели коммуникации к животноводческому комплексу. Особое внимание на совещаниях уделяли соблюдению прав инвесторов при предоставлении им услуг градостроительной и земельной сферы.
Среди других проблемных направлений глава надзорного ведомства выделяет "факты несвоевременной и неполной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам".
- За три года по требованию прокуроров бизнесу возвращено 104 миллиарда рублей, 18 из них - в минувшем году. Возбуждено свыше 1000 административных и 100 уголовных дел, - приводит данные Юрий Чайка. - Еще один момент - неправомерное вмешательство в предпринимательскую деятельность должностных лиц правоохранительных органов. В прошлом году прокуроры отменили почти 400 постановлений о возбуждении уголовных дел, благодаря их позиции суды неоднократно отказывали в аресте и продлении срока содержания предпринимателей под стражей. Наряду с этим в округе пресечено 2000 нарушений со стороны контрольно-надзорных органов по отношению к бизнесу. Так, в Якутии после вмешательства прокуроров в трети органов госконтроля - в 12 из 30 - были пересмотрены регламенты, которые не учитывали специальный режим проведения проверок инвесторов.
Земля и не только
Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов отмечает: в регионах ДФО складывается разная ситуация с проверками бизнеса. Например, в Приамурье их количество за год уменьшилось почти на треть, а в Приморье - выросло, там к тому же увеличивается количество так называемых административных расследований - оно уже превысило число плановых проверок.
- Есть мероприятия, которые могут проводиться только с согласия прокуратуры, а административные расследования и целый ряд других акций не попадают под контроль прокуратуры. Этим усердно пользуются надзорные органы. Количество проверок Росрыболовства на Дальнем Востоке в четыре раза превышает средний показатель по России в расчете на одного предпринимателя, Росприроднадзора и Россельхознадзора - в два, - отметил Борис Титов, подчеркнув, что поддерживает предложение возбуждать административные дела после таких проверок только с согласия прокуратуры. - То есть ты приходишь, проверяешь, можешь выписывать предписания, но если хочешь наказать - то получи соответствующее разрешение в прокуратуре.
По-прежнему много на Дальнем Востоке проблем, связанных с землей, но большинство из них удается решать оперативно. Некоторые резиденты ТОР и СПВ, получив землю, обнаруживают, что изменился вид ее использования и вести на участке ту деятельность, для которой его брали, уже не могут.
По мнению Бориса Титова, на инвестклимат негативно влияют и уголовные преследования предпринимателей. В пример он приводит историю китайского бизнесмена, 20 лет работающего в России и сейчас находящегося в СИЗО. Иностранцу инкриминируется "взятка", которую доказывает следствие. Сам подозреваемый утверждает, что деньги были гонораром адвокату. К слову, как отметил Чайка, генпрокуратура внесла прокурору Приморского края требование изучить доводы защиты по этому делу, чтобы исключить ошибку следствия.
Между тем президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин называет качество следствия "системной проблемой".
- Примеры бывают вопиющие: предприниматель в Сахалинской области по просьбе одного из муниципалитетов поставил горку для детей. С ним не рассчитывались, он начал судиться, но в итоге с подачи мэрии возбудили уголовное дело, обвинив его в завышении цены на горку. Следствие шло два года, предпринимателю угрожали тюрьмой, он едва не получил нервный срыв, но благодаря вмешательству генпрокуратуры дело в итоге закрыли за отсутствием состава преступления, - рассказывает он.
Как можно исправить
Чтобы избежать подобных случаев, по мнению Калинина, нужно вернуть прокуратуре часть полномочий по контролю над следствием.
Юрий Чайка в свою очередь говорит, что генпрокуратура инициировала целый ряд поправок по расширению перечня внеплановых выездных мероприятий, которые должны согласовываться с контролирующими ведомствами. Соответствующий законопроект сейчас рассматривает Госдума. В стадии разработки находится предложение об обязанности получать разрешение прокурора на возбуждение в отношении бизнеса административных расследований, которые используются как повод для внеплановых проверок. Это позволит устранить лазейку среди ограничений, установленных ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов считает, что нужно активнее внедрять электронные кабинеты, чтобы бизнес уходил от прямого общения с чиновниками, как это было с внедрением электронных торгов на участки под аквакультуру.
Кроме того, минвостокразвития предлагает, проанализировав количество проводимых проверок, давать оценку региональным руководителям контрольно-надзорных органов: "чтобы те, кто их назначает в федеральном центре, видели и понимали, что здесь происходит".
В Корпорации развития Дальнего Востока считают, что для резидентов ТОР и СПВ нужно внедрить новые услуги, в том числе аутсорсинг бухгалтерского учета, таможенного оформления, кадрового делопроизводства. Это в том числе позволит КРДВ проходить проверки контрольных органов вместо резидентов.
Еще одним шагом, по мнению Бориса Титова, должно стать появление специальных институтов, где резиденты всех особых экономических зон России, в том числе ТОР и СПВ, смогут решать корпоративные и административные споры в расчете на справедливое судопроизводство.
- Это улучшит деловой климат, - уверен он.