27.09.2018 21:17
Культура

Джем Коэн открыл выставку гигантских полароидов в Петербурге

Джем Коэн открыл выставку гигантских полароидов в Петербурге
Текст:  Инга Бугулова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (7680)
Выставку Джема Коэна "Постоянное привидение" представили петербуржцам в рамках кинофестиваля "Послание к человеку".
Читать на сайте RG.RU

В залах галереи KGallery разместились 30 полароидных снимков, сделанные американским режиссером и фотографом в разные годы. Но вовсе не те, что легко помещаются на ладони: эти изображения гораздо большего размера, самые масштабные из них представляют собой настоящие полотна форматом 60х60 сантиметров.

Джем Коэн сам отсканировал моментальные фотографии и увеличил их, а печать происходила в одной из лабораторий Берлина под его непосредственным руководством.

Сам автор сравнивает свои работы с "миниатюрами в живописи", и признается, что в некоторых случаях намеренно усиливает их "особые качества".

В Петербург на "Добровидение-2018" приехало более 80 народных коллективов

- Почему какой-то конкретный формат взывает к тебе - совершенная тайна. В полароидных снимках нет отчетливости, изображаемое пространство забавно сплющено, цвета редко похожи на естественные, возникают загадочные вспышки и дефекты, но им каким-то образом удается добраться до сути предмета. Они похожи скорее на воспоминания, нежели на исчерпывающие доказательства, - рассказывает режиссер.

Вместе с непривычным форматом представлена на выставке и серия оригинальных полароидов. Интересно, что некоторые кадры "пойманы" мастером буквально несколько дней назад: портреты и виды города режиссер заснял во время своего нынешнего визита в Северную столицу.

Еще один интересный объект - видеоинсталляция "Часы пассажа". Джем Коэн создал ее в соавторстве с Патти Смит. Для этого небольшого фильма он попросил знаменитую панк-диву и поэтессу прочесть все определения слова "Пассаж" в Оксфордском словаре, а позже дополнил их собственным текстом. По словам режиссера, этот проект - посвящение философу Вальтеру Беньямину и другим "известным путешественникам по времени и пространству".

В его основе лежит история Беньямина, который, спасаясь от фашизма, обосновался в Париже. Национальная библиотека стала для него домом вдали от дома, и именно в ней впоследствии был обнаружен текст, который должен был стать основой его книги "Пассажи".

Однако закончить ее автор не успел.

- Работы Джема Коэна, что в кино, что в фотографии, особенно ценны тем, что всегда заставляют зрителя остановиться и посмотреть вокруг себя. Обратить внимание на форму облака, увидеть, как красиво падает свет из окна квартиры на четвертом этаже... Да, ни фильмы, ни полароиды режиссера не могут остановить время, но они позволяют немного передохнуть. И ему, и нам, - говорит куратор выставки Александра Ахмадщина.

Кстати

Джем Коэн родился в Афганистане, изучал живопись и фотографию в университете в Коннектикуте. Создавал музыкальные видео для Патти Смит, R.E.M. и Терри Райли и многих других музыкантов. Работы Джэма Коэна представлены в собраниях Музея современного искусства Нью-Йорка, Музея Уитни, Еврейского музея в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств США и других.

Фотография Культурный обмен Санкт-Петербург Северо-Запад