30.09.2018 22:30
Культура

Режиссер Сергей Голомазов поставил пьесу Григория Горина "Тиль"

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №218 (7681)
Художественный руководитель московского театра на Малой Бронной Сергей Голомазов поставил на сцене своего театра пьесу Григория Горина "Тиль". Низкий поклон Сергею Анатольевичу, который подарил современному зрителю интерпретацию этой замечательной пьесы Горина.
Читать на сайте RG.RU

Голомазов - режиссер серьезный и несуетный. И к "Тилю" он подошел вдумчиво, придумав собственный мир и предложив собственную интерпретацию. Спектакль называется "комедия-рок". На сцене - замечательные музыканты рок-ансамбля "Темп-77", которые мощно исполняют современные аранжировки музыки Геннадия Гладкова.

Сокуров: Сделать театральный спектакль гораздо сложнее, чем снять кино

Мир Голомазова и художника-постановщика Николая Симонова - это не мир Фландрии, но мир современный. Тиль (Леонид Тележинский) бегает в тренировочных брюках и кроссовках, а обаятельнейший (по пьесе) толстяк Ламме Гудзак превращен в "лицо восточной национальности" (Юрий Тхагалегов), который, вопреки воле Горина, обращается ко всем по-пацански: брат.

И тут у меня возникает первый вопрос: надо ли осовременивать притчу, которая, по определению, живет вне времени, или, иначе говоря, во всех временах? Надо ли Колобка одевать в джинсы и делать так, чтобы лягушка превращалась в девушку из "Мерседеса"? А без этого разве непонятно, что эти истории современны всегда? "Тиль" - это, безусловно, притча, в чем-то даже сказка. Какой смысл помещать ее в наше некрасивое время, заставляя героев одеваться по-современному безвкусно, а зрителю три часа на эти безвкусные одежды смотреть?

Давно прошли те времена, когда люди хотели видеть на сцене красивое. Сегодня в моде жестко-современное. Да ради бога! Только вот драматургия Горина этому сопротивляется.

Надо ли Колобка одевать в джинсы и делать так, чтобы лягушка превращалась в девушку из "Мерседеса"?

Человек, одетый в джинсы, кожанку и кроссовки - да, выглядит по-сегодняшнему, но - нет, не выглядит симпатично. Любая рецензия - это не более чем мнение одного человека, и я прекрасно понимаю, что субъективен. Но для меня главная проблема этого спектакля в том, что и Тиль, и Ламме - не обаятельны. И тогда шутовство Тиля превращается в элементарное хамство современного пацана с наколкой на руке. Что такое делает Тиль, чтобы называть его героем? Я этого не понял. Явно талантливая актриса Полина Некрасова, играющая возлюбленную Тиля, честно пытается его любить. Но честно непонятно: за что.

Когда главные герои не держат внимания, смещаются акценты пьесы. Подлинным героем становится Рыбник в блестящем исполнении Михаила Горевого. По сути, "Тиль" - это спектакль о нем, о том, как прогрессирует зло, как постепенно оно захватывает окружающий мир. Конечно, это не случайность, а задумка режиссера. Однако злу в этом спектакле трудно реализоваться, потому что ему не с кем воевать. Тиль и Ламме здесь ни разу не соперники Рыбника.

Главный положительной герой этой истории - Клаас, отец Тиля, роль которого замечательно исполняет Владимир Яворский. Это тоже задумка режиссера: у настоящего героя сын становится суетливым пацаном в трениках! Но мне всегда казалось, что Горин писал не об этом.

Удивительным образом более всего запоминаются в спектакле как бы эпизодические персонажи. Например, король Филипп, которого очень здорово играет Дмитрий Гурьянов - милый, обаятельный, равнодушный злодей. Королева Мария - Алена Ибрагимова - прекрасная гротесковая роль. Вера Бабичева, как известно, плохо не играет. И в этой постановке ее Каталина - живой, трагический, очень глубокий человек. Очень точно играет роль начальника Александр Терешко.

Юлия Пересильд стала театральным режиссером

Есть хорошие актерские работы. Есть пронзительные сцены, когда властвует текст Горина, и ты вслушиваешься в слова, и ты задумываешься о жизни, о себе... То есть делаешь все то, ради чего люди и ходят в театр. Но нет основы. Нет стержня. Как пел Высоцкий: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".

В программке спектакля читаем: "Сотрудничество Григория Горина и Марка Захарова продолжилось в театре "Ленком". В 1974 году состоялась премьера спектакля "Тиль", затем последовали постановки по пьесам "Забыть Герострата!", "Феномены"..." Марк Захаров никогда не ставил эти пьесы Горина, и они никогда не шли на сцене Ленкома. Мелочь? Безусловно. Но дальше - уже в спектакле - начинаются другие "мелочи": например, совершенно невозможно разобрать слов песен, которые звучат со сцены. А они важны. Это не просто украшение спектакля, это его смысловая часть.

Повторю еще раз: Голомазов - вдумчивый постановщик, и он придумал тот мир, который казался ему единственно возможным, и населил его теми людьми, которые казались ему единственно интересными для жизни в этом мире. Но мне показалось, что мир этот вошел в серьезное противоречие с той вселенной, которая построена в пьесе Григорием Гориным.

Можно поставить "Гамлета", в котором не будет принца датского... Только возникает вопрос: а зачем?

Знаменитый фильм Алова и Наумова "Легенда о Тиле" сильно отличался от знаменитого спектакля Захарова "Тиль". Общее там было одно - обе истории рассказывали о странном, невероятном, очень симпатичном загадочном человек Тиле Уленшпигеле и о его таком уже удивительном друге Ламме Гудзаке. Спектакль Сергея Голомазова о чем-то явно другом. Ни Уленшпигель, ни Гудзак не играют в нем главной роли. Может такое быть? Может. В принципе, можно поставить, например, "Гамлета", в котором вообще не будет принца датского, а, скажем, "Ромео и Джульетту" без Джульетты. Почему нет? Только возникает вопрос: а зачем?

Но - повторю - спасибо за то, что пьеса Горина на сцене. И за то, что у каждого есть возможность решать: близка ему такая интерпретация или нет.

Драматический театр