Запросы "коммерсантов" соответствовали ажиотажу поклонников "яблочного" гаджета. Людей, стоявших в очереди за iPhone, не пугала даже плохая погода. Лил дождь, температура воздуха резко опустилась, но фанаты смартфона устанавливали палатки и раскладные картонные настилы, кутались в теплые пуховики, спали в походных мешках и согревались напитками из ближайших кафе.
В отличие от США, где места в очереди покупаются непосредственно уже у магазина или у профессионального "стояльца", в России объявления с подобными услугами ищут на виртуальных досках объявлений - на Avito, "Юле" или в социальных сетях. За годы продажи "яблочных смартфонов" в России случайная практика трансформировалась в самостоятельную услугу.
"За два дня до старта продаж в России на Avito было более 300 объявлений о продаже мест в очереди. Встречались и рекордные ценовые предложения - 1,5 миллиона рублей "за первое место в очереди" и даже 10 миллионов рублей. Очевидно, пользователи называют столь высокий ценник для привлечения дополнительного внимания к объявлению, указывая в тексте, что "цена договорная", - отметили в сервисе.
Впрочем, стоимость услуги начиналась уже от 15 тысяч рублей. Помимо этого, 21 сентября в интернете появились предложения о продаже смартфонов, привезенных пользователями из-за рубежа (в этот день продажи начались более чем в 30 странах). Минимальная стоимость новой модели смартфона составила 90 тысяч рублей, максимальная - 350 тысяч рублей. А доставить новенький iPhone в любой город в этот день предлагалось за 790 тысяч рублей.
Аналитики уверены, что вместе с повышением цены гаджет в России все больше переходит из сегмента технологической инновации в сегмент роскоши. Подобное явление наблюдалось в случае с продажами кроссовок, которые обычно необходимы исключительно для занятий спортом, а не для демонстрации своего платежного потенциала. Год назад на столичном Кузнецком Мосту у флагманского спортивного магазина выстроилась огромная очередь из людей, ожидающих старт продаж кроссовок от известного американского рэпера Канье Уэста. В разное время очереди в Москве выстраивались за бургерами, приготовленными российским исполнителем Тимати или в ресторан певицы Ольги Бузовой. Все потому, что вложение денег в подобного рода продукцию гарантирует доказательство следования модным веяниям. А значит - можно и постоять пару-тройку часов или даже несколько дней.
При этом во всем мире демонстративное потребление - спадающий тренд. "Рынок имеет два вектора развития - старый, иррациональный, куда относятся мода, стиль, престиж. И второй - рационализация выбора. Изначально iPhone выходил на рынок именно через свои инновации. Его выбирали знающие люди, признавая уникальность продукта. Сегодня же эти адепты отказываются от бренда, отдавая предпочтение недорогим аналогам", - рассказывает консультант потребительского поведения Арсен Даллакян.
В России продажи гаджетов пока что выбиваются из законов логики. Люди не только не получают товар по сниженной стоимости, но и готовы переплачивать за право получить смартфон в числе первых. И все это только для демонстрации своего социального статуса. Эксперты связывают это с тем, что для России еще характерны незрелые рыночные отношения. В нашей стране доминирует демонстративная форма потребления, отсюда и иррациональное желание обладать новым девайсом.
По словам психологов, наши потребители еще очень долго будут прятать свою неуверенность за дорогими вещами. После распада СССР демонстрация финансовых возможностей доходила до того, что люди не отрезали этикетки от дорогих костюмов, чтобы было видно люксовое происхождение. Казалось бы, за прошедшие десятилетия менталитет уже должен был измениться, но нет. "Люди в России слишком привыкли к дефициту в советское время, поэтому или стараются закупиться впрок, или выложить как можно больше денег. Нужно еще пару тройку десятилетий, чтобы что-то изменилось", - уверена психолог Евгения Агафонова.
Сейчас заметно, что отношение к недорогим китайским моделям смартфонов у россиян изменились в позитивную сторону. Востребованность продукции приводит к тому, что заметно растут поставки соответствующей продукции.
По данным аналитической компании IDC, во втором квартале 2018 года ведущую позицию на российском рынке смартфонов сохранила за собой компания Samsung. Растет конкуренция со стороны Huawei и Xiaomi - обе компании произвели во втором квартале рекордные поставки в страну. А вот Apple стала только четвертой компанией по поставкам в штучном выражении.
Старт продаж новых моделей iPhone в Москве