02.10.2018 20:43
Культура

Эпохальная выставка Брейгеля открылась в Вене

Эпохальная выставка Брейгеля открылась в Вене
Текст:  Андрей Золотов-мл.
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (7683)
Еще задолго до открытия первая в истории монографическая выставка Питера Брейгеля Старшего в Музее истории искусств в Вене - посвященная 450-летию со дня смерти великого нидерландца - обрела статус легендарной: "европейский музейный проект года", "выставка тысячелетия".
Читать на сайте RG.RU

И вот в понедельник вечером президент Австрии Александер Ван дер Беллен и король Бельгии Филипп торжественно открыли выставку.

На ближайшие три месяца в Вене будут одновременно доступны публике 27 поразительных картин великого нидерландского мастера, 27 его рисунков и 33 гравюры. "Это больше половины всего Брейгеля, который существует сегодня. Это как смотреть художнику через плечо", - сказала на пресс-показе в понедельник директор Музея истории искусств Сабина Хааг.

Крупнейший в РФ реставрационный центр отмечает 100-летие

Ценитель, смотрящий через плечо художника на его работу и лезущий в карман за деньгами, - это сюжет знаменитого рисунка Брейгеля "Художник и знаток", который кураторы поместили в центр первого зала - как вероятный автопортрет мастера и метафору отношений художника с этим миром. Свет в залах выставки приглушен - так нужно для экспозиции графики, а произведения живописи подсвечены отдельно.

Наследник Габсбургского собрания живописи - Музей истории искусств в Вене обладает самым большим собранием живописи Брейгеля в мире - двенадцатью досками, а это более трети всех известных живописных произведений мастера. Именно с фундаментального исследования этих работ, завершенного в 2012 году, и началась история глобального выставочного проекта. "Мы решили результатами этого исследования поделиться и одновременно подготовить выставку с участием всего брейгелевского сообщества", - сказала Хааг. Была собрана международная команда из пяти кураторов - крупнейших специалистов по Брейгелю, и эта команда готовила выставку шесть лет. В проекте участвовали 12 партнерских организаций, свои произведения предоставили 26 музеев и несколько частных собраний.

В результате сейчас в Вене можно увидеть и сравнить две "Вавилонские башни" Брейгеля - рядом с большой "венской" башней висит картина меньшего формата, приехавшая из Роттердама. Впервые за 300 лет в одном зале на одной стене собраны четыре из пяти сохранившихся картин из цикла "Времена года". Шестая не сохранилась, а еще одну, находящуюся в нью-йоркском музее Метрополитен, не удалось привезти. Зато из собрания семьи графов Лобковиц в Праге приехал "Сенокос", ставший одним из центральных произведений выставки. Большинство представленных произведений никогда не покидали стены своих современных владельцев, а в одном случае пришлось даже изменить местный закон, чтобы "Поклонение волхвов на снегу" могло покинуть Швейцарию.

Джем Коэн открыл выставку гигантских полароидов в Петербурге

Помимо собственно собранного здесь богатейшего материала интерес представляет и то, как он подан. Один из смысловых центров выставки - "Несение креста" из собрания Музея истории искусств - выставлено без рамы в специальной витрине на уровне глаз. Можно рассматривать и фотографировать детали этого грандиозного произведения. А с другой стороны, наглядно видеть, как картина склеена из четырех досок. В соседнем зале "Две обезьянки", приехавшие из Берлина, продемонстрированы благодаря послойной съемке в разных стадиях работы художника над этой картиной - от первого наброска на доске до законченного произведения. И здесь же материалы, которыми пользовался Брейгель.

Есть мини-выставка, посвященная процессу реставрации. И даже диаграмма цен на Брейгеля за 450 лет, из которой мы узнаем, что если в Мехелене в 1572 году картины Брейгеля оценивались в крупную сумму от 50 до 200 золотых монет, то в 2013 году находящийся в Детройтском институте искусства "Свадебный танец" был оценен аукционным домом Christie s в 200 миллионов долларов. А в другом зале - аутентичные предметы XVI века, которые можно видеть на картине Брейгеля "Борьба карнавала с постом".

ГМИИ им. А.С.Пушкина приглашает на "Парижские вечера"

Не меньшие чудеса приготовили кураторы и в сети интернет. На сайте https://www.bruegel2018.at просто собраны материалы выставки, включая сильно увеличивающиеся фотографии основных работ, видеообращения кураторов, рассказы о картинах языком жестов и прочие полезные вещи, включая покупку билета на определенный час. Второй новый сайт - http://insidebruegel.net - это результат того самого исследования, которое легло в основу подготовки выставки. Здесь 12 венских досок Брейгеля, отснятые при помощи специально спроектированного оборудования, по участкам размером с открытку, и потом склеенные в одно, причем не только в обычном освещении, но и в инфракрасном, ультрафиолетовом, и рентгеновская съемка. Смоделировано все так, что можно сравнивать разные участки в разных съемках, наезжая, отъезжая, перемещаясь, деля экран на две, три, четыре части. Это удивительный инструмент для искусствоведов и для любителей.

Кураторы назвали выставку "Рука мастера". "Мы решили сконцентрироваться на творческом процессе - не историческом, не иконографическом. А показать, чем же велик Питер Брейгель", - говорит один из кураторов, директор Королевского музея изящных искусств в Антверпене, профессор Гентского университета Манфред Зеллинк. По его словам, Брейгеля часто называют "мужицким художником", хотя крестьянские сюжеты свойственны лишь части его поздних работ. На самом деле, считает Зеллинк, Брейгеля можно назвать пейзажным художником, потому что именно пейзаж, во всем его богатстве и разнообразии, проходит через все периоды и все жанры его творчества.

В 1572 году картины Брейгеля оценивались в 200 золотых монет, а в 2013 году - в 200 миллионов долларов

Выступая перед сотнями журналистов, собравшимися в понедельник на пресс-показ, Зеллинк неожиданно сравнил метод Брейгеля с методом Андрея Тарковского. "Он в XVI веке использовал те же методы, которые Тарковский использовал в наши дни", - сказал Зеллинк в своей презентации. "Если вы посмотрите на фильмы Тарковского, то увидите, что он пользовался таким же движением картины по нарастающей, многослойным изображением, медленным вхождением в картину, медленным перемещением. В некоторых фильмах Тарковского можно прямо узнать картины Брейгеля. Конечно, Тарковский пользовался не только Брейгелем, но и другими художниками. Но в том, как он ведет взгляд зрителя, привлекает внимание, Тарковский пользуется методом, который Брейгель изобрел за 400 лет до него", - пояснил потом куратор свою мысль специально для "РГ".

Кстати

Туристы из разных стран, включая Россию, стали заранее покупать билеты и заказывать гостиницы, чтобы увидеть "Руку мастера". Музей истории искусств будет до 13 января, работать без выходных; вводится система резервирования билетов на сайте музея на определенные сеансы. Стоимость билета - 20 евро (входной в музей +5 евро).

Живопись