В гости к жителям иркутской деревни Тургеневка, расположенной в Баяндаевском районе области, минских журналистов пригласил пресс-тур "Белорусская диаспора Прибайкалья: авторитет, активность, самобытность". Он был организован, в том числе, Постоянным комитетом Союзного государства.
Всматриваясь в уютный и разросшийся деревенский мир, сложно сейчас представить, что до 1909 года, когда здесь появились первые переселенцы из Гродненской области, на этом месте шумела лиственницей тайга, вечерами шалили медведи и волки, а в ветвях вековых деревьев запасались орехами трудолюбивые бурундуки и белки.
Каждой семье - без обмана - выделили по гектару земли, которые переселенцы и начали обустраивать: вырубали лес, выкорчевывали пни, распахивали земли. Первое время переселенцы жили в землянках, потом стали появляться дома, постепенно образовались и первые улицы.
Для начала место это окрестили Алексеевкой, а уж затем утвердили Тургеневкой. Старожилы настаивают на двух версиях своего крещения. Согласно первой, село получила свой паспорт в честь землемера Тургэна, который и наделял белорусов землей. Но большинство селян склонны скорее сопрягать малую родину с именем Иван Сергеевича Тургенева. Неподалеку от деревни расположены и другие села, связанные с именами могучей литературной "кучки" российских писателей: Толстовка, Лермонтовка и другие.
Переселенцы везли с собой за тысячу верст от родных мест и домашнюю утварь, которая передавалась в крестьянских семьях из поколения в поколение. Многое из этого теперь хранится сегодня в местном этнографическом музее. Сохранились в нем и посуда, старинные самовары, керосиновые лампы, обувь, одежда, веретена и прялки. Особое место в музее занимает горница, которая отражает быт и уклад местных переселенцев. Кровать в ней тоже привезена с собой: разборная, раздвижная и сделана без единого гвоздя.
Но не только взрослые посещают деревенский музей. Частыми гостями здесь бывают дети - благо через дорогу расположена школа. К слову, в ней факультативно преподается белорусский язык, поэтому, как утверждает заместитель председателя совета Федеральной национально-культурной автономии белорусов России Олег Рудаков, зачастую подрастающее поколение знает мову гораздо лучше своих родителей.
В музей, которому уже почти полвека, любят приходить пожилые люди, чтобы еще раз перелистать альбомы, вспомнить, как они раньше жили. Жители деревни и сегодня любят рассказывать, чем был знаменит, скажем, в свое время советский колхоз - миллионер имени Пушкина, а позднее - Чапаева.
Жители Тургеневки, в которой сейчас проживает меньше тысячи человек, не забывают о своих корнях. Не каждый из них является потомком белорусов-переселенцев: за более чем вековое существование деревня заселилась представителями и других национальностей, которые гармонично вплелись в исконно белорусский состав села. Они с удовольствием участвуют в белорусских народных праздниках, которые организуются в Тургеневке. А проводят здесь и "Купалле", и "Гуканне вясны", и "Дажынкi", и "Кiрмашы". Поддерживают белорусскую культуру и творческие коллективы.
Гордится деревня и своим традиционным гостеприимством. Гостей обязательно угостят настоящим национальным обедом: супом из щавеля, колдунами и блинами из местной ягоды, а на десерт - кисель из голубики. А еще село славится борщами и галушками. И, конечно, восхитит слушателей душевный концерт местного ансамбля "Варенички". Белорусские народные песни в деревне знают и поют буквально все от мала до велика.
Как сказал глава муниципального образования Виктор Синкевич, в начале этого года Тургеневка выиграла в конкурсе агентства по туризму Иркутской области номинацию "Лучший сельский туристический маршрут", а по осени село подает документы в Ассоциацию самых красивых сел России.
По словам Олега Рудакова, таких деревень, как Тургеневка, в Иркутской области достаточно много, а всего в регионе проживают около 50 тысяч белорусов.
Пресс-тур журналистов Союзного государства в Прибайкалье